14:10, 19 мая 2014 года

Музей Солженицына в Кисловодске: быть или не быть?

Такое многообещающее заявление сделала представитель Государственного литературного музея Лариса Алексеева на круглом столе, посвященном наследию лауреата Нобелевской премии, почетного гражданина Кисловодска А.И. Солженицына. За последнее время это уже второе совместное мероприятие Государственного литературного и Кисловодского историко-краеведческого музеев, организованное при поддержке министерства культуры края. В декабре прошлого года в Кисловодском музее «Крепость» состоялась выставка «Александр Солженицын духовно родился здесь…», посвященная 95-летию со дня рождения Александра Исаевича. Тогда на церемонии открытия выставки выступил Дмитрий Бак - директор Государственного литературного музея, филиалом которого является литературно-мемориальный музей А.И. Солженицына в Кисловодске. Он заверил присутствовавших, что в 2014 году особняк Марии Гориной будет отреставрирован и там начнет функционировать музей. С тех пор прошло полгода, однако никаких реставрационных работ в историческом здании кисловодчане пока не наблюдают. И это очень тревожит поклонников великого писателя и мыслителя, поскольку усадьбу Гориной обещают отреставрировать уже почти 20 лет.

Как известно, отец будущего писателя, Исаакий Семенович, умер от случайной раны, полученной на охоте в окрестностях села Саблинского. В то время его жена Таисия Захаровна (урожденная Щербак) была на третьем месяце беременности. Саша Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске, в доме родного дяди Романа Захаровича Щербака (в 70-е годы он был полностью разрушен, а место застроено). По поводу этого исторического объекта директор музея «Крепость» Сергей Лузин заявил на круглом столе:

- К сожалению, в Кисловодске до сих пор нет улицы имени нашего выдающегося земляка, хотя мы много говорили о том, чтобы назвать улицу Богдана Хмельницкого именем Александра Исаевича Солженицына, поскольку он был рожден в доме, располагавшемся на ней. И ведь улица-то короткая. Там всего два учреждения - курортная больница и средняя школа №1. Казалось бы, затраты на переименование минимальные, но тем не менее мы никак не можем этого добиться.

Вскоре после родов Таисия Захаровна уехала с маленьким сыном в имение своего отца в станице Новокубанской. Но уже в начале 1920 года она вернулась в Кисловодск и вместе с сыном поселилась в доме родной сестры Марии Захаровны (по мужу Гориной) на улице Толстовской (ныне переулок Бородинский). Особняк Гориной архитектурно весьма необычен для Кисловодска. Первый этаж из кирпича, второй – бревенчатый, с башенкой, окнами в виде стрельчатых арок, резными деревянными балконами, ажурной деревянной резьбой. Долгое время автор проекта был неизвестен.

- Сейчас со значительной долей вероятности мы можем утверждать, что этот особняк был возведен по проекту выдающегося зодчего Владимира Семенова, - заявил директор музея «Крепость» Сергей Лузин, открывая заседание круглого стола. – Уж очень этот дом похож на собственную дачу Семенова в Подмосковье.

В этом доме Саша Солженицын с мамой прожили до 1924 года. После чего перебрались в Ростов. На заседании круглого стола старший научный сотрудник музея «Крепость» Рахима Гочияева вспоминала, как в 1994 году, когда Александр Исаевич приехал на свою малую родину, которую покинул 70 лет назад, он с поразительной уверенностью повел сопровождавших его журналистов и деятелей культуры на улицу, где был дом, в котором он родился, а затем показал дом тети Марии - Гориной.

Тогда местные власти всерьез озаботились судьбой полуразрушенной усадьбы, признали ее памятником культуры местного значения. Работники культуры и молодежь провели на усадьбе Гориной несколько санитарных субботников, окна и двери на первом этаже закрыли кровельным железом, дабы преградить путь нежелательным постояльцам. Но у дотационного Кисловодска денег на реставрацию особняка не нашлось. В 2002 году усадьба Гориной перешла в разряд региональных памятников. Однако и бюджет Ставропольского края из года в год никак не мог выделить средства на восстановление здания и создание там музея одного из самых известных писателей и мыслителей современности.

В 2008 году Александр Исаевич скончался. В том же году по Указу Президента России усадьбу Гориной объявили объектом культурного наследия федерального значения. Спустя год она стала филиалом Государственного литературного музея в качестве литературно-мемориального дома-музея А.И. Солженицына.

С тех пор восстановление усадьбы Гориной стали финансировать из федерального бюджета. Но и тут вышла неувязка. В прошлом году на выездном заседании комитета по культуре Государственной Думы России в Пятигорске министр культуры РФ Владимир Мединский потребовал разобраться, куда исчезли 27 миллионов рублей, выделенные на реставрацию крохотного здания, в котором предполагают разместить музей Солженицына. Вопрос так и повис в воздухе. Представители властей, видимо, стараются не вспоминать о злополучных 27 миллионах, намекая, что эти деньги «потерялись» в Москве, а до Кисловодска так и не дошли. Действительно, стоит ли на этом зацикливаться? Ясно, что с деньгами, выделенными на окончание реставрационных работ в конце концов разберутся. А вот судебную тяжбу с ЗАО «Бородино» министерство культуры, похоже, безнадежно проигрывает. А это означает, что от первоначальной задумки создать в Кисловодске великолепный музейный кластер останутся рожки да ножки.

Дело в том, что усадьбу Гориной коротенький терренкур издавна связывал с другим знаковым музейным объектом Кисловодска – «Дачей Шаляпина». А от нее рукой подать до гостевого дома Реброва, в котором останавливались Пушкин, Лермонтов; далее - до «Белой виллы» художника-передвижника Николая Ярошенко и до музея «Крепость». Таким образом, вырисовывалось сущее Эльдорадо для туриндустрии города-курорта.

Однако площадку рядом с усадьбой Гориной облюбовало ЗАО «Бородино» из города Можайска. Как именно руководители фирмы уговорили сотрудников местной администрации выделить им эту землю под строительство санатория, история умалчивает. Спохватились лишь тогда, когда огромные котлованы и массивные железобетонные конструкции с трех сторон перекрыли доступ к маленькому теремку, из окон которого будущий великий писатель глядел на окружающий мир. В том числе и наглухо закрыв тропинку, которая связывала будущий музей Солженицына с музеем «Дача Шаляпина». Прокуратура выдала предписание застройщику, министерство культуры подало иск в суд. Увы, тщетно. Как говорят знающие люди, выиграть суд возможно, только если возместить ЗАО «Бородино» все расходы (а это многие десятки, если не сотни миллионов рублей) да еще и предоставить равноценную строительную площадку (каковой в Кисловодске попросту нет).

В этом году и в доме-музее Солженицына, и на стройплощадках ЗАО «Бородино» затишье. Узнать, чем оно закончится, надеялись многие из тех, кто пришел на круглый стол в музей «Крепость». Однако представитель головного учреждения Государственного литературного музея Лариса Алексеева весьма подробно рассказывала о концепции экспозиции будущего дома-музея Солженицына, а вот на вопросы о финансах и реставрационных работах отвечала расплывчато: мол, заместитель директора Государственного литературного музея по реставрации и строительству постоянно держит на контроле этот объект. После чего все-таки отважилась сказать, что в нынешнем году реставрационные работы, вероятно, завершат и тогда в 2015-м удастся открыть экспозицию музея Солженицына. Что же касается крайне неудачного соседства, разрушившего первоначальный замысел, то Лариса Константиновна лишь сказала: «Будем искать какой-то выход».

.

«Музей Солженицына: быть или не быть?»
Газета «Ставропольская правда»
23 мая 2014 года