Ставропольские депутаты высказали претензии к политике правительства в области АПК
Согласно предлагаемым нововведениям, основных субсидий лишаются те коллективные хозяйства, в которых средняя зарплата работников ниже 80% соответствующего показателя по краю. Те же проблемы ждут сельхозпредприятия, где численность работников сократилась более чем на 10% по отношению к уровню прошлого года. Причем новые правила игры распространяются не только на краевую бюджетную поддержку, но и федеральную. Это вызвало бурную реакцию со стороны депутатов – руководителей сельхозпредприятий. Свои претензии они высказали приглашенным для разговора первому заместителю председателя правительства края Ю. Белому и министру сельского хозяйства И. Журавлеву.
Предприятия потеряли огромные деньги из-за введения эмбарго на реализацию зерна за пределы России, введения ограничения вывоза за пределы края при вспышке заболевания свиней африканской чумой и реализации зерна из федерального интервенционного фонда. У многих урожай до сих пор лежит в хранилищах в ожидании приемлемой цены, а скоро новая страда. При этом надо гасить взятые кредиты. Из каких средств предприятия должны поднимать работникам зарплаты? – высказал свою тревогу председатель колхоза «Гигант», депутат А. Ворожко.
Это приведет к тому, что сельскохозяйственные организации по меньшей мере девяти районов края, имеющие среднюю зарплату ниже требуемого уровня, будут лишены государственной поддержки, – подытожил председатель комитета А. Шиянов.
Как пояснила замминистра сельского хозяйства Т. Бреева, такое решение было принято в связи с выполнением трехстороннего соглашения, заключенного между правительством края, Федерацией профсоюзов СК и региональным объединением работодателей Ставрополья для улучшения социального положения людей, занятых в сельхозпроизводстве, и снижения бедности на селе.
- Как показывает статистика, начиная с 2010 года наблюдается снижение уровня зарплат тружеников села, а число высвобожденных работников за первые два месяца текущего года в четыре раза выше, чем в других отраслях, – пояснила она. – Поэтому и были приняты такие ограничения для предприятий, желающих воспользоваться государственными субсидиями.
Новшества, однако, не коснутся фермеров, которые субсидии будут получать вне зависимости от того, какие зарплаты получают их наемные работники и сколько человек ими было уволено. Такой подход, по мнению депутатов, ставит производителей в неравные условия.
Тем более что в свое время государство подталкивало людей к тому, чтобы те реорганизовывали свои фермерские хозяйства в акционерные общества. Кроме того, ни для кого не секрет, что часть оплаты колхозники получают зерном и другой сельхозпродукцией. Из-за того что в поправках рассматривается именно зарплата работника, а не его доход, включающий в себя в том числе натуральную оплату, у отдельных предприятий, по словам А. Ворожко, уже начались проблемы с прокуратурой.
Немалое неудовольствие вызвал и тот факт, что ранее предприятиям пообещали дешевые кредиты и субсидии на их погашение. А когда те деньги у банка заняли и вложили в производство, оказалось, что никаких субсидий не будет.
- Как можно распространять новые условия на уже заключенные договоры? – негодовал А. Ворожко. – Что это, злой умысел? С целью уничтожить последнее, что осталось от нашего сельского хозяйства? Дайте цену приемлемую за продукцию или границы откройте, для того чтобы мы смогли продать наше зерно подороже и заплатить достойную зарплату. Заработки маленькие не из-за того, что руководители навстречу не идут, а потому что завтра попросту не за что будет сеять!
Ю. Белый пояснил:
- Мы выходили на федеральное правительство с просьбой снять эмбарго на вывоз зерна, пока положительного решения нет. Но надежда, что для ЮФО и СКФО в ближайшие месяцы разрешение на экспорт будет получено, есть.
Вместе с тем, по его словам, объемы государственной помощи сельскому хозяйству нашего края постоянно растут.
Возмутило депутатов и то, что министерство до принятия постановления правительством с ними его не обсуждало, чему, в свою очередь, очень удивился Ю. Белый и поручил профильному министру работать в более тесном контакте с парламентариями-аграриями. Предложения, прозвучавшие на заседании, решено вынести на рассмотрение губернатора.
На заседании также обсуждалась законодательная инициатива в Госдуму Российской Федерации, регулирующая вопросы купли-продажи обанкротившихся сельхозпредприятий. По предложению депутатов, первоочередное право приобретения имущества разорившегося хозяйства должны иметь не только соседние профильные хозяйства, но и предприятия переработки. Эти меры должны сохранить имущественный комплекс хозяйств, попавших в сложное финансовое состояние, и прекратить порочную практику продажи по частям имущества сельхозпредприятий «заезжим молодцам».
27 мая 2011 года