После выборных баталий депутаты Ставрополья собрались за круглым столом
Отмечено, что в период мартовской избирательной кампании между политическими силами края разыгрались серьезные баталии с применением самых разнообразных средств и методов. Общее число избирателей, внесенных в списки, составило около миллиона человек, а воспользовалась своим гражданским правом из них всего треть, что тоже стало серьезным сигналом партиям для пересмотра своих политических стратегий.
Председатель комитета по законодательству С. Горло нацелил коллег, несмотря на остроту и серьезность темы, дискутировать «максимально корректно и не переходить на личности», что, скажем прямо, удалось в ходе заседания не всем.
Основными претензиями к краевому избиркому стали «жесткие и даже репрессивные», по мнению представителей оппозиционных сил, методы «отсева» кандидатов из «неправильных партий». Как показывает статистика, свои партийные списки смогли зарегистрировать для участия в выборах все парламентские партии, но ни одна непарламентская. Сошли с дистанции еще в самом начале и многие самовыдвиженцы. А тех, кто был-таки зарегистрирован в качестве кандидатов, представители оппозиции считают связанными с победителем и триумфатором - «Единой Россией».
- Не обладая даже хоть каким-то образованием, «технический» кандидат, водитель администрации из соседнего района, умудряется собрать подписи в свою поддержку в чужом районе, - отметил руководитель регионального отделения не прошедшей регистрацию партии «Яблоко» В. Зубенко. - Тогда как представители нашей партии, с высшим образованием, в том числе и высшим юридическим, правильно собрать подписи не смогли. Даже наш представитель Ю. Ляликова, которая долгое время сама являлась членом крайизбиркома и собственноручно собирала подписи в свою поддержку, не смогла доказать своей правоты.
Аналогичный упрек прозвучал и из уст лидера регионального отделения «Правого дела» Б. Оболенца. По его мнению, система сбора подписей несет в себе много «подвохов», которые легко использовать для устранения политического конкурента, было бы желание. Солидарность с коллегами в этом вопросе проявили и представители КПРФ.
- Даже на прошлых, октябрьских, выборах такого привлечения административного ресурса не было: в Ипатовском районе, например, из 89 наших кандидатов было зарегистрировано лишь 39. Делалось все, чтобы наши кандидаты не были допущены к гонке, - отметил руководитель регионального отделения КПРФ В. Гончаров.
По его мнению, низкая явка избирателей – это есть скрытый протест народа против беспрецедентного административного давления. Необходимо, считает лидер коммунистов, вернуть порог явки в 50% - тогда власть будет заинтересована дать людям выбор, чтобы обеспечить необходимую по закону явку.
Представитель ЛДПР Г. Ефимов даже потребовал провести независимую экспертизу подписных листов «технических» кандидатов и сравнить их с документами тех кандидатов, которым в регистрации было отказано.
Председатель краевого избиркома Е. Демьянов в ответ пояснил, что жесткие требования к подписным листам обусловлены законом. И если кандидаты неправильно готовят свои документы для подачи в избирательные комиссии, это целиком вина политических объединений, которые их выдвигают и поддерживают. К тому же обучающие семинары, где можно узнать обо всех «терниях» на пути кандидата во власть, краевым избиркомом проводятся регулярно. Поэтому винить в таком итоге нужно собственную неподготовленность.
Оказалось, что и у «Единой России» претензии к избиркому тоже есть.
- На вашем сайте размещены нормативные акты как действующие, так и в старой редакции, без указания, что необходимо взять за основу, – отметил депутат ДСК, «единоросс» А. Сысоев. – Есть моменты, усложняющие, если сравнивать с федеральным законодательством, все обязательные для кандидата процедуры. В частности, это касается перечисления кандидатом средств на избирательный счет.
Председатель избиркома заверил, что проблема со ссылками на нормативные документы на сайте уже решена.
Еще больше претензий, чем к крайизбиркому, представители оппозиционных сил высказали в адрес победителей, обвиняя их в использовании административного ресурса.
- Людям угрожали, что, выставив свою кандидатуру на выборах, они лишатся работы или их дети будут исключены из институтов. Например, такая ситуация была в Цимлянском, Михайловске, Железноводске, Труновском районе. Везде - запугивание и шантаж, – заявил В. Гончаров. - Например, фермер из села Иргаклы столкнулся со всеми административными проверками, которые только можно себе представить в крестьянском хозяйстве. Мы с фракцией до губернатора дошли, защищая своих кандидатов. Кого-то удалось нам отстоять, а кто-то из людей такой прессинг не выдержал, снял свои кандидатуры.
По утверждению Г. Ефимова, отдельным кандидатам и после выборов угрожают увольнением.
- В квартире висит бабушкин портрет, а бабушка уже давно умерла, - добавил претензий к политическому мироустройству Б. Оболенец. - Так и выборы: мы о них говорим, а выбора давно нет. Лично я иллюзий никаких не питаю и думаю, что уже через год мы даже и обсуждать уже ничего не сможем. И пока президент не скажет, что что-то надо менять, ничего не изменится.
С этим утверждением в корне не согласился руководитель исполнительного комитета регионального отделения «Единой России» Д. Грибенник, заметивший, что ситуация, когда бы проигравшие хвалили и оправдывали победителя, была бы просто смешна и нелепа. И посоветовал обратить внимание на собственные ошибки, а не искать недочеты в действиях «единороссов»:
- Вы же – законодатели. Так выходите с инициативами, меняйте законы, совершенствуйте их. Наш край прошел через разные политические доминанты: коммунисты в период раннего А. Черногорова, преобладание в краевом парламенте «Справедливой России»... Власть менялась, а вопросы остаются все те же.
25 марта 2011 года