19:30, 24 июля 2025 года

Горная сказка – Гузерипль: впечатления ставропольского путешественника

В 1999 году Кавказский государственный заповедник был включен в список наследия ЮНЕСКО под названием «Западный Кавказ». Сейчас из-за угрозы застройки 11 участков заповедника, выпаса скота, вырубки леса, перевода части площади в заказник и других нарушений Международный совет МАБ планирует исключить заповедник из Всемирной сети биосферных резервов, а ЮНЕСКО собирается перевести «Западный Кавказ» в список «объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой». Только эпидемия ковида и начало СВО помешали это сделать.

Интересуясь судьбой заповедника, я следил за материалами проверок Северного участка Кавказского заповедника «Экологической вахтой по Северному Кавказу», выявлявшей многочисленные нарушения, творившиеся там. Сотрудниками ЭкоВахты были документально зафиксированы незаконные вырубки и заготовка реликтового леса самими сотрудниками Северного участка с использованием трактора с тележкой, ленточной пилы и другого оборудования, принадлежащего предприятию. После этого пни многолетних пихт тщательно маскировались листьями, ветками и свежепосаженным папоротником. Практиковались заказные и трофейные охоты, промысловая ловля форели и ее копчение на месте лова.

Желая узнать, какие меры были приняты, я по заданию редакции съездил в горный поселок Гузерипль Республики Адыгея, предварительно договорившись о встрече и интервью для подготовки статьи о заповеднике с тогдашним директором Северного участка Кавказского биосферного заповедника Александром Петренко. Ожидая увидеть тихое заповедное место, где нет суеты и шума и где зверей не беспокоят, я был очень удивлен, приехав на место. В Гузерипле проходили очередные международные соревнования «Интерралли - Белая», и я неожиданно попал на настоящий праздник водного спорта. Здесь собрались спортсмены и профессиональные любители рафтинга, каякинга, катамаранного и байдарочного сплава со всего мира. На поляне слетов стояли десятки красочных палаток и флаги разных государств Европы, Америки, Азии и Африки. Работали судейские комиссии, оценивая выступления спортсменов и подводя их итоги, а масса теле- и фотокорреспондентов старались запечатлеть наиболее интересные кадры с перевернутым на порогах рафтом или каяком. Берега реки около порогов были полны зрителей. На соседней поляне краснодарские барды организовали свой фестиваль «Майский первоцвет». Было очень шумно. Оставив машину у кордона заповедника, я тоже пошел посмотреть на захватывающее зрелище прохождения спортсменами опасных порогов, которых на реке Белой огромное множество. Соревновались спортсмены в ралли на дистанции 12 км, в слаломе, проходя короткий участок с воротами над порогом в самом трудном месте, в спринте и длинной гонке - ралли с групповым стартом. Костры и песни дополняли праздничную картинку, и она надолго мне запомнилась.

Директор встретил меня и подробно рассказал о животном мире, жизни и проблемах заповедника, сделав содержательную экскурсию. Я узнал, что до 1980 года егеря по заповеднику перемещались на лошадях, а зоологи, находясь на территории заповедника, имели при себе оружие. Отдельно Александр Иванович остановился на огромной работе, которую он провел вместе со своим коллективом по борьбе с браконьерством и ликвидации нарушений, выявленных ЭкоВахтой. Как честный и порядочный человек, бывший боевой офицер, он со своими егерями задержал банду высокопоставленных браконьеров во главе с сотрудником милиции, с которыми раньше никто связываться не хотел. Ситуация резко исправилась! Общаясь с Александром Ивановичем, я удивлялся его преданности делу, доброжелательности, интеллигентности и желанию донести до широких масс через прессу многочисленные проблемы заповедника. К сожалению, после Александра Петренко должность директора Северного участка занял другой человек, при котором возобновились массовые рубки заповедного леса и резко возросло браконьерство. После очередной проверки Краснодарским центром защиты леса и «Экологической вахтой по Северному Кавказу» он вынужден был уволиться. С годами заповедные леса и горы своей уникальности не потеряли. Общая площадь заповедника осталась пока прежней - более 280000 га, в нем много карстовых пещер, горных озер и 60 ледников, растет 2000 видов растений, в т.ч. реликты - можжевельник казацкий и тис ягодный, самшит, бересклет, пион, мак и рябина кавказская. К реликтам и эндемикам относятся бук восточный, горянка колхидская и пихта кавказская, которая в высоту достигает 60 метров и живет больше 500 лет. Здесь растут охраняемые орхидеи, редкие папоротники и лианы. В нижнем и среднем горных поясах заповедника обитают горный зубр, бурый медведь, рысь, кавказский олень, лесной кот, лисица и много других зверей. В верхнем горном поясе водятся кубанский тур, серна, каменная куница и полевки. На скалах и у водоемов живут ящерицы, ужи, тритоны и квакши. Тридцать видов пернатых обитают в этих краях - это кавказский тетерев, улар, белоголовый сип, гриф, зяблик и много других птиц. Из ледников северного склона Кавказского хребта стекают реки - Малая Лаба длиной 300 км и Белая - 265 км, имеющие свои притоки и впадающие в Кубань.

Прошло много лет, и я захотел узнать, как изменилась жизнь заповедника, не процветает ли браконьерство и незаконная рубка леса? Как сейчас выглядит Гузерипль? В администрации заповедника мне дали телефон нынешнего директора Северного участка Владимира Елисеева, с которым я созвонился и договорился о встрече, предоставив ему по интернету документы, подтверждающие мои полномочия. В короткой беседе я сообщил ему, что неоднократно бывал в заповеднике, на что Елисеев сказал: «То, что вы видели раньше, и сейчас - большая разница, встретим вас и на КПП, и в музее, и все хорошо расскажем и покажем!» И пообещал привлечь опытного экскурсовода, которая профессионально ответит на все вопросы. Через несколько минут раздался звонок от Татьяны, и она подтвердила, что получила указание от директора встретить меня и рассказать о своем участке, что она с удовольствием и сделает. Зная, что вопросы журналиста могут застать человека врасплох, я отправил Татьяне их список. В частности, спрашивал вот о чем:

- сколько зубров и других животных находится в Северном участке и чем их подкармливают;

- как подсчитывается количество животных, птиц и какие современные средства для этого используются (фотоловушки, видеозапись) и т.д.;

- осуществляется ли чипирование животных и кольцевание птиц;

- сколько егерей на Северном участке борются с браконьерами, как они оснащены и на сколько штрафуют нарушителей? Много ли случаев браконьерства;

- правила нахождения туристов на территории заповедника;

- как оформляется разрешение на нахождение в заповеднике и какое количество туристов проходит через него в год;

- какие нарушения чаще всего допускаются туристами и сколько оштрафовано;

- как обеспечивается безопасность туристов и взаимодействие с МКК, МЧС.

Через неделю рано утром я выехал в заповедник и, преодолев 320 километров непростой дороги, через пять часов приехал в Гузерипль. Свой первый визит решил нанести в заповедник, где меня, судя по переписке, ожидали. Однако «ожидавшая» моего звонка экскурсовод неожиданно заявила, что вообще никакую информацию она мне сообщать не будет. Провести две платные экскурсии - пожалуйста! А информацию о жизни Северного участка заповедника, его растительном и животном мире, экспонатах музея (т.е. ту самую, которую она ежедневно рассказывает посетителям) нужно получать в… Сочи. Для этого главный редактор должен написать официальное письмо директору заповедника, который после его рассмотрения примет решение и определит исполнителей, а потом даст им указание по нужным ответам на поставленные вопросы, либо приехать за ответами в Адлер, где тоже могут ответить на вопросы редакции. Интересно, почему мне не сообщили о нежелательности общения заранее, до моего выезда из Ставрополя? Думаю, директору Кавказского биосферного заповедника нужно обратить внимание на то, почему сотрудники Северного участка не желают самостоятельно, в пределах своей компетенции, беседовать с журналистами о своем участке, а перенаправляют их к нему за ответами на совершенно пустяковые, обычные вопросы. Неужели в Северном участке заповедника, руководимом Владимиром Елисеевым, опять появилась тайная жизнь, которую нужно скрывать от журналистов и общественности?

Потоптавшись у кордона и не дождавшись согласованной встречи, я не стал связываться с редакцией, ожидая отправки письма в Сочи и ответа на него, это заняло бы несколько дней. Я просто купил в кассе входной билет и стал самостоятельно осматривать вольеры со стендами, на которых крупными буквами были написаны ответы на большинство моих «секретных» вопросов. В интересном музее заповедника я увидел совершенно «секретную» фотоловушку и сделанные с ее помощью фотографии. Оказывается, фотоловушки используются в заповеднике с 2016 года для наблюдения за животными, их численностью и поведением, кроме того, они помогают охране территории, фиксируя нарушения и факты браконьерства.

Тропа леопарда, проходящая по заповеднику, - это дорожка, ведущая к веревочному парку, и ничего особенного в ней нет, но она начинается у древнего дольмена II тысячелетия до нашей эры. Он сложен из песчаных плит, его высота 2,1 м, а толщина 57 см. Отверстие с размерами 40х38 см расположено почти у земли. Блоки тщательно подогнаны и отшлифованы. Верхний ряд прикрывает стыки нижнего ряда, слегка нависая над ним. Дольмен перекрыт двумя плитами 5,1х3,9 м и 3,3х1,6 м и толщиной в полметра. Есть две версии назначения дольменов, это либо культовое, либо погребальное сооружение. При проведении раскопок в них находили захоронения людей, живших в разные исторические эпохи. На Западном Кавказе обнаружено 2300 дольменов. Гузерипльский находится в очень хорошем состоянии, и у меня сложилось впечатление, что он простоит еще 20 тысяч лет без капремонта. Умели же строить наши предки!

На территории заповедника 9 мая 2005 года в честь 60-летия Великой Победы был установлен памятник защитникам Родины, погибшим в Оте- чественной войне. Сотрудники заповедника тоже принимали участие в его установке. Имена воинов написаны на гранитных камнях, а вот подробностей об этих людях и их подвигах нет. Руководству заповедника хорошо бы восполнить этот пробел и установить дополнительный стенд с описанием подвигов погибших воинов, чтобы посетители заповедника имели больше бесплатной информации о событиях, происходивших на этой земле в годы войны.

Насмотревшись на заросшие вольеры с животными, исхудавших волков и топчущихся около сухих поилок зубров и оленей, я покинул заповедник с неважным о нем впечатлением, сделав на прощание несколько фотографий дольмена, музея и животных. Более полной информации о Северном участке заповедника я получить не смог, так как директор отсутствовал, а больше ею поделиться никто не захотел.

Сделав несколько фотографий музея и животных, я осторожно выходил через кордон, опасаясь, что мой смартфон с «обличающими фотодокументами» при таком отношении к журналистам может пострадать. Однако обошлось!

Следующий день я посвятил небольшой прогулке по Гузериплю и общению с администратором поселка Сергеем Панчековым, к которому обратился с вопросом о перспективах поселка. Ему не нужно было уходить от интервью и спрашивать разрешения у руководства для ответов на простые вопросы.

- Гузерипль был создан в 1924 году, но через сто лет в нем насчитывался всего 81 житель, а в 2025 году зарегистрированных жителей практически не осталось. Коренное население разъезжается, их осталось около сорока человек. Всего сейчас здесь постоянно проживают около ста человек. Однако туризм никогда не даст умереть нашему поселку, заинтересованность Гузериплем растет. Места у нас красивые, спокойные, всем нравятся, и с каждым годом людей приезжает сюда все больше, они едут из Ростова, Армавира и Краснодара. Поселок понемногу растет, строятся дачи и гостиницы. Только за последний год построено пять отелей и гостевых домов. С работой у нас тоже проблем нет. Некоторые работают лесниками, другие заготавливают лес, работают в заповеднике, в отелях и гостевых домах, на почте и в фельдшерско-акушерском пункте, часть занято в туризме, на сплаве и на транспорте. Все люди заняты. Есть даже вакансии инструкторов и строителей, но хорошие зарплаты в отелях всех расслабили.

- Раньше в Гузерипле была поляна слетов, где размещалось огромное количество палаток, а сейчас она наполовину застроена частным сектором. Кто разрешает хаотичную застройку поселка?

- Да, должен быть генеральный план застройки, но этим распоряжается администрация республики. Мне бы тоже хотелось, чтобы все было аккуратно и по плану, но люди покупают участки под ИЖС и строят уже по своему желанию. Правда, строят аккуратно, красиво. Всего в поселке имеется 15 гостиниц и гостевых домов, которые могут вместить 1500 отдыхающих.

- Все ли есть для нормальной жизни населения в поселке?

- У нас построили ФАП, работает почта, три раза в день автобус во-зит людей по расписанию в Майкоп. Детей школьный автобус возит за 12 км в поселок Хамышки в школу и детсады. До 1960 года, когда дороги не было, этот путь занимал два-три дня. До 1960 года в Майкопе находился интернат для детей лесников, но после строительства дороги из Хамышек в Гузерипль его закрыли. Зимой тоже проблем нет, так как дорогу постоянно чистят.

- Какие правила нужно соблюдать туристу, чтобы безопасно путешествовать в ваших краях?

- На этот вопрос лучше ответил бы директор заповедника. Туристы должны купить билет в Кавказском заповеднике, выписать там пропуск и маршрутный лист, где указать подробный маршрут с местами стоянок, количество человек и дней. От маршрута отклоняться нельзя и находиться на нем сверх согласованного времени тоже. Нельзя засорять маршрут, разводить костры и приносить с собой оружие. Без пропуска нахождение в заповеднике запрещено. На побережье Черного моря из Гузерипля, Лаго-Наки и Псебая ведет несколько маршрутов, каждый из которых рассчитан на разное количество дней в пути и разную подготовку туристов, но все они пользуются большой популярностью. К сожалению, бывают случаи, когда неопытные туристы теряются и сотрудники администрации и заповедника, МЧС и полиции сразу после поступления сигнала начинают поиски и, зная маршрут, всегда всех находят. В этом году уже двое терялись, их нашли в течение суток.

- Почему в Гузерипле больше не проводят соревнования «Интерралли - Белая»? Какие новые соревнования у вас появились?

- Эти соревнования проводят уже 25 лет, но, к сожалению, с 2010 года сплав по реке Белой в районе заповедника запрещен из-за позиции руководства заповедника, и его перенесли в Хамышки. Хотя какой ущерб заповеднику могут нанести рафты, плывущие посередине реки, я не очень представляю. Пять лет назад у нас стали проводить Игры Фишта и Слет талантливой молодежи Республики Адыгея. Все организуется за счет республиканского бюджета. В августе талантливая молодежь, волонтеры, сотрудники администрации, спортсмены, студенты и школьники - все собираются с ночевкой на приюте Фишта, где ставят палаточный лагерь с генераторами, сценой и организованным полноценным питанием. Там дежурит МЧС, полиция и медики. Проводятся спортивные соревнования, а вечером устраиваются танцы и концерты. По утрам организуется встреча с главой республики, где ему и его министрам задаются любые вопросы. К нам приезжают гости из Карачаево-Черкесии, Краснодарского края и Кабардино-Балкарии. В прошлом году слет собрал свыше семисот человек.

- Можно ли поохотиться и порыбачить в ваших краях, купив лицензию?

- Граница заповедника проходит по реке Белой, и там охота, рыбалка, сбор грибов, ягод и цветов под категорическим запретом. С другой стороны реки находится лесхоз, в котором ведется хозяйственная деятельность, рубка и заготовка леса, и здесь сбор грибов и ягод разрешен. В охотхозяйстве в определенные периоды года можно купить лицензию и охотиться на территории лесного фонда на оленя, кабана и горного козла. На медведя охоты нет, кроме случаев отстрела, когда звери спускаются в селения и задирают домашний скот. Форель ловить нельзя нигде - она внесена в Красную книгу. Для поддержания порядка у нас есть свои егеря, которые проводят совместные рейды с егерями заповедника, выявляя тех, кто охотится без лицензии. Сейчас порядка стало больше и в лесу можно встретить даже леопардов.

- Жизнь зубров в ваших местах полна трагических периодов, какова сейчас их численность?

- На этот вопрос тоже лучше ответят в заповеднике, но да, были периоды даже полного уничтожения зубров. В 1888 году князьями Романовыми была организована княжеская «Кубанская охота», на которой за 21 год было убито всего 10 зубров. Тогда был жесткий контроль за охотниками, а с 1909 года расцвела неконтролируемая охота, и в 1927 году был убит последний зубр. Перед войной, в 1940 году, был создан Кишинский зубровый парк и из Аскании-Нова завезли четырех самок и одного самца зубров, позже появился первый зубренок. В 1986 году стадо зубров опять достигло 1400 особей, но с 1989 года, во времена социально-экономического кризиса, зубров опять стали массово истреблять в результате незаконной охоты, и в 2003 году их осталось около 150 особей. Сейчас их поголовье опять восстановилось, и в их стаде уже более 1200 голов.

Проехав по улицам Гузерипля и пройдя по оставшемуся кусочку от огромной фестивальной поляны, я вернулся в свой отель. Мой номер с панорамным видом на горы и реку находился на втором этаже спа-корпуса гостиницы, расположенного прямо на берегу реки. На первом этаже прямо под номером меня ожидала сауна, хамам и отличный бассейн. В отеле было еще два бассейна с теплой водой и баня. Один бассейн находился на крыше второго этажа, и с него днем открывался панорамный вид на дремучие леса и живописные горы, а ночью - на крупные южные звезды! Впечатления сильнейшие и незабываемые. Замечательно попарившись в сауне и отдохнув, решил приготовить шашлык в утопающей в зелени беседке прямо у реки с тремя мангалами, подведенной водой, шампурами и решетками, дровами и углем. Вытащив маринованное мясо из холодильника, я быстро поджарил его на раскаленных углях, оставшихся от гостей из Ростова. Пока жарил мясо, два раза окунулся в ледяную воду горной реки и, охладившись, предался поглощению самостоятельно приготовленного ужина.

Обратный путь домой занял еще больше времени. Меня все время останавливали заманчивые предложения горного меда, копченого сыра, яблок и арбузов, продававшихся вдоль дороги. Все это после дегустации поехало в Ставрополь вместе с памятью о живописном горном уголке под названием Гузерипль..

Ставропольский путешественник Алексей БОЯРСКИЙ
«Горная сказка – Гузерипль»
Газета «Ставропольская правда»
25 июля 2025 года