08:05, 24 октября 2025 года

Путешествие ставропольца в Геленджик: новый аэропорт, идеальные пляжи и бархатный сезон

Об одном из лучших наших курортов, Геленджике, я писал в «Ставропольской правде» последний раз два года назад. Этот очень красивый и комфортабельный курорт располагает большим количеством гостевых домов, гостиниц на любой вкус и кошелек, домами отдыха и санаториями. Многие из них имеют свои пляжи, и мы с женой, регулярно отдыхая в Геленджике, предпочитаем один из лучших, хорошо оборудованный пляж длиной 220 метров. Он принадлежит санаторию «Красная Талка», и вход на него свободный для всех желающих.

В 2007 году пляж получил первую категорию за душевые, раздевалки, туалеты, медпункт, спортивные площадки, анимацию, игровые площадки для детей, пандус для инвалидов, предложение водных велосипедов, серфинга, интересных путешествий и водных прогулок, а также море шезлонгов, стоящих в тени громадных навесов. На пляже масса мест для сбора мусора, мест для курения, запрет на посещение с собаками и регулярная уборка территории.

Сидя в кафе пляжа, я думал о том, что престижный «Синий флаг» давно уже должен украшать этот пляж и сообщать отдыхающим о его соответствии высоким стандартам в области экологии, качества воды, безопасности и сервиса. К сожалению, в России еще всего три пляжа отмечены такой высокой наградой, это два пляжа в Калининградской области - пляж «Шахта Анна» и «Пляж Центральный» в поселке Янтарном и «Массандровский пляж» в Ялте.

Отдыхать в самом санатории нам не приходилось и, решив восполнить этот пробел, я заранее купил путевки. Выехав из Ставрополя рано утром, несмотря на «дружно» стоящие на нашем пути пробки в районе Горячего Ключа, двигавшиеся со скоростью 5-10 км/час, мы за семь часов преодолели 470 километров пути и в половине второго дня были уже на месте, удачно припарковав машину. Пообедав, прихватив полотенца, маску с трубкой и ластами, пошли к манящему, сверкающему солнечными бликами, совсем не черному морюшку. Оно встретило нас прозрачной теплой водой и абсолютным штилем.

Вдоволь наплававшись, стал изучать морское дно. К моему удивлению, на глубине около четырех метров я увидел двух огромных крабов, обычно на предпляжном дне таких красавцев не встретить. Покружив над ними, я очень расстроился, потому что ни ружья, ни даже дротика у меня не оказалось, а нырять на такую глубину мне давно уже не дает комплекция. Крабы продолжили наслаждаться свободой, а мы с женой - начавшейся бархатной геленджикской осенью. Бархатным сезон называют потому, что температура воды становится равной температуре воздуха и заходить в воду и выходить из нее гораздо комфортнее, чем летом. Отдохнув после долгой дороги, активного плавания и поужинав, мы отправились на прогулку по вечернему Геленджику по Лермонтовскому бульвару, который, как всегда, светился яркой, красочной подсветкой, а клумбы, ротонды и беседки вечером выглядели еще эффектнее.

Многие деревья были украшены светящимися гирляндами, а укромные лавочки освещались неяркими современными светильниками. На бульваре появились новые, красивые здания и новые кафе. Толпы веселых курортников осаждали их и подпевали музыкантам и певцам, демонстрировавшим свое искусство прямо на тротуарах и на площадках бульвара. Один гитарист недалеко от нашего пляжа настолько удивил нас своей виртуозной игрой, что мы несколько вечеров подряд слушали его потрясающие импровизации, не веря, что человек может так играть на гитаре, затрагивая самые тонкие струны души! Вокруг всегда собиралась большая толпа любителей семиструнной гитары.

Незаметно подошли к яркому центральному фонтану, цвета российского флага расцвечивали его мощные струи, впрочем, так он выглядел всегда! Зато площадь у входа на бульвар было узнать трудно. Ее угол, где раньше мостились уродливые лавки с курортными безделушками, теперь украшал красивый магазин с качественными товарами. Выступающие на площади артисты, жонглирующие факелами, собрали огромную толпу зрителей, аплодирующих им.

Идя вдоль моря по набережной, мы через каждые 15 - 20 метров пробирались через очередную толпу слушателей. Певцы открывали рот и изо всех сил старались перекричать друг друга, делая свои усилители мощнее соседских. Какофония звуков плотно заполняла набережную от фонтана до порта, делая нахождение на ней просто невыносимым. В мои разные уши попадали разные мощные звуки и, смешиваясь в голове, просто разрывали ее на части! Увы, таковы издержки центра курортного города. Гостиницы, окна которых выходят на набережную, наверное, должны доплачивать своим постояльцам за вредность. Дойдя до площади перед портом и полюбовавшись новыми красивыми светильниками на высоких столбах, которых раньше не было, решили не окунаться в следующую многоголосую стометровку, еще громче голосящую из стоящих плечо к плечу ресторанчиков, пытающихся обратить на себя внимание и привлечь посетителей, и вернулись назад по тихой параллельной улочке.

Все последующие дни мы плавали в море и дышали полезным морским воздухом. Речи о том, чтобы, как в прошлые годы, выехать из Геленджика для посещения окрестностей и достопримечательностей, просто не было. Машина так и простояла на стоянке все эти десять дней. Заняться дайвингом, велопрогулками и походами в горы тоже не хотелось. Мы много раз бывали в Геленджике и всегда полностью заполняли все время разными развлечениями, походами на водопады, к дольменам и поездками по окрестным достопримечательностям, увозя отсюда массу новых впечатлений. Правда, все эти программы были за счет пляжного отдыха, которого всегда не хватало.

В этот раз решили прикоснуться к тюленьей жизни и попробовать, что такое пляжный пассивный отдых на море. Однозначный вердикт ему мы вынесли единогласно - это не для нас! В зените нашего пассивного оздоровления, подпортив фигуры хорошим питанием, мы отчетливо поняли, что спасти нас может только окончание путевки. Дело дошло до того, что наши тушки, погруженные в море, немедленно шли на дно, не булькая! На отказ от вредных привычек мужества мне не хватало, поэтому я решил эту проблему приобретением нудла. После его покупки моя 110-килограммовая масса отлично держалась на поверхности моря, а пребывание в воде стало намного интереснее. Теперь я мог смотреть по сторонам, любуясь резвящимися рядом русалками, и даже разговаривать с ними!

Устав от их посягательств, я перемещался в тень, откуда моя жена ревниво наблюдала за моими заплывами. Кстати, я обратил внимание на то, что национальная привычка тащить еду на пляж здесь не работала. Удивительно, но никто ничего не жевал, и, как следствие, мух и мошек тут совсем не было! Народ попивал в основном водичку.

Лениво загорая на пляже, мы разгадывали кроссворды из «Ставропольской правды» вместе с семейной парой на соседних шезлонгах. Оказалось, что Олег и Татьяна Василевичи прилетели из Москвы и отдыхают в Геленджике уже не в первый раз, разговорились…

- В прошлом году нам приехать сюда не удалось, а в этом мы увидели большие изменения в лучшую сторону. Замечательная набережная стала еще красивее, появились новые кафе и развлечения. Здесь очень хорошо отдыхать, есть где погулять, заняться шопингом, все доступно, все рядом, отдых просто замечательный! Атмосфера постоянного праздника и чудесный воздух. Мы думаем, что это самый прекрасный курорт на всем побережье! Всем советуем отдыхать здесь, тем более что недавно открыли новый аэровокзал. Мы в нем уже были, долетели сюда очень быстро, нас хорошо покормили в полете и цена билетов вполне приемлемая. Сравнивать полет с поездом, на котором нам приходилось раньше сюда добираться, просто нельзя!

- Как вы в первый раз попали в Геленджик?

- Я домоседка и не очень хорошо владею компьютером, поэтому это место я, может, никогда бы и не нашла. Мне посоветовал приехать сюда мой доктор-наставник, а теперь уже мы всем советуем отдыхать здесь.

Многие жаркие полудни мы проводили в прохладном номере, с удовольствием «отдыхая от отдыха». Незаметно подкрадывался его конец, и мы стали сравнивать его с аналогичным, на одном из лучших курортов Турции - Кемере. Там четырехзвездный отель смог предложить нам узенький пляж с очень крупной галькой, на котором стояло несколько рядов старых, требующих ремонта шезлонгов. Между их рядами было не более 40 сантиметров, а между шезлонгами щель была еще уже - 20 см. Одна грязная, не закрывающаяся раздевалка из четырех скрепленных между собой листов профнастила собирала большие очереди, а вода из вплотную прилепившегося душа подтекала под раздевалку, одновременно орошая отдыхающих, лежащих на стоящих рядом топчанах.

Места на шезлонгах там всегда занимаются с вечера и караулятся как в бывшем СССР очереди за маслом и сахаром! Ни питьевых фонтанчиков, ни медпункта, ни оборудования для спасателей, ни трапов для подхода к морю на пляже нет. Даже в самых забытых богом уголках нашего побережья пляжи на порядок лучше. Конечно, в Турции есть пляжи и лучше описанного, но ведь я сравниваю равноценные варианты. Еда была неплохая, но однообразная, а турецкая мокрая выпечка всегда оставалась нетронутой. Длинная и сложная дорога к заветному отдыху на перекладных из Антальи и авиаперелет из России намного сложнее, чем дорога в Геленджик. Неоспоримым плюсом Кемера остается вода Средиземного моря с температурой 29 градусов, но там кусающие ноги рыбки портят все настроение! Мир познается в сравнении, и жена сказала, что отдыхать в Турции больше не хочет, наши курорты лучше, а Геленджик в особенности, хотя раньше собиралась в Кемер.

Действительно, изменения в городе за последние два-три года произошли существенные, и главное событие - это открытие нового аэровокзала и возобновление регулярных рейсов между Геленджиком и другими городами страны. Аэропорт имеет интересную историю. В годы Великой Отечественной войны в городе имелось два полевых аэродрома - на Тонком и Толстом мысах - и три гидроаэродрома, где базировался знаменитый 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк.

Аэродром «Солнцедар» был построен на месте полевого аэродрома в 1946 году, а в 1956 году он был реконструирован и стал городским аэропортом Геленджика. Из него в 80-е годы выполнялось до 34 рейсов в день! В 2004 году было принято решение о строительстве нового аэровокзала и новой взлетной полосы размером 3200х45м, которая сможет принимать самолеты практически всех типов. В июле этого года авиагавань возобновила свою регулярную работу, обслужив около 80 тысяч человек. Пропускная способность нового терминала аэропорта - более миллиона пассажиров в год, а его полная загрузка ожидается к 2026 году после расширения маршрутной сети. Сейчас рейсы в Геленджик из 17 городов страны выполняют 7 авиакомпаний. Кроме того, аэропорт может принимать и более легкие самолеты, а также вертолеты всех типов.

Не все знают, что сегодня в городе имеется девять действующих вертолетных площадок и единственный в стране действующий гидроаэродром класса «В» «Геленджик Бухта» длиной летной полосы 2100 метров. В Геленджике по четным годам проводится международный авиасалон по гидроавиации, чередуясь с известным МАКСом. Демонстрационные полеты проводятся над территорией Геленджикской бухты. Постоянными участниками авиашоу является пилотажная группа «Стрижи» и аэроклуб «Первый полет». Это зрелищное мероприятие собирает десятки тысяч зрителей со всех уголков страны, которые размещаются в первом ряду на живописной многокилометровой набережной города, окружающей бухту.

Список грандиозных изменений в Геленджике на этом не заканчивается. В 2022 году построен рекреационный многофункциональный комплекс с площадью акватории 14,3 га, включающий в себя крупнейшую в России яхтенную марину на 275 яхт, 5 причалов для приема пассажирских судов и яхт и причал для судов вместимостью до 940 человек.

В прошлой статье о Геленджике я писал об очистных сооружениях. Уже после этой публикации в городе построено 46 км новых канализационных коллекторов, введено в эксплуатацию 9 насосных станций, в центре города создана подземная канализационная насосная станция, проведена модернизация существующих очистных сооружений на Толстом мысу, для полива и коммунальных нужд стала повторно использоваться очищенная вода. До конца года планируется запустить новые очистные сооружения в районе Тонкого мыса.

Для развития туристической инфраструктуры и повышения комфорта для жителей и гостей города в Геленджике строится еще один парк площадью 3,7 га, прогулочная набережная, морской пассажирский терминал, театр водных представлений, гостиничный комплекс и детский развлекательный центр. Гуляя по городу, мы с удовольствием рассматривали красивые новые объекты, которых два года назад не было. Зайдя в недавно открытую сыроварню, панорамный ресторан на набережной, специализирующийся на домашних сырах, мы не пожалели об этом.

Прогуливаясь по недавно открывшемуся парку «Молодежный» на Тонком мысу, радовались за местную молодежь, у которой появилась дополнительная возможность заняться спортом на площадках для мини-футбола, волейбола, баскетбола, стритбола и большая зона с тренажерами и турниками. Местом особого притяжения стали двухместные гамаки, места для пикников, два пруда с фонтанами, детская площадка, места для настольных игр и амфитеатр для мероприятий. Пляж парка имеет плавный спуск к морю, по которому бегут благоустроенные тропинки, чистейшую воду, удобные, изогнутые шезлонги и смотровые площадки с панорамным видом. Полюбовавшись завораживающим закатом, мы вернулись на набережную.

Многочисленные изменения, увиденные нами в Геленджике, удивляют и наверняка сделают его образцом для всех курортов нашей страны. Отдохнув и подзагорев, мы с грустью бросили по монетке в бухту и тронулись в обратный неблизкий путь, пожелав городу развития и процветания.

Алексей БОЯРСКИЙ, ставропольский путешественник
«Гордость побережья»
Газета «Ставропольская правда»
24 октября 2025 года