07:05, 6 декабря 2025 года

Профилактика коррупции: чем ценен опыт Ставрополья

Осенью отмечалась значимая для новейшей истории нашей страны дата – воссоединение с Российской Федерацией Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Мы неоднократно рассказывали о том, что Ставрополье на протяжении двух лет активно вовлечено в восстановление новых субъектов, в процессы их интеграции. И стоит отметить, что в числе прочего оказался востребован многолетний опыт нашего края в деле противодействия и профилактики коррупции.

Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации в партнерстве с РАНХиГС реализуются мероприятия по обучению лиц, замещающих должности в органах власти новых субъектов. В числе прочего разработаны программы повышения квалификации, касающиеся противодействия коррупции.

Ведь противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. Потому и органы власти территорий, вошедших в состав России, должны быть в полной мере включены в этот процесс. И факт, что для должностных лиц это означает не просто быть в курсе актуальных законодательных норм, а важно именно понимать принципы, владеть наработанными инструментами, строго придерживаться существующих подходов в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Начальник управления Губернатора Ставропольского края по профилактике коррупционных правонарушений Юлиана Радченко неоднократно участвовала в упомянутых обучающих программах в качестве эксперта-практика.

- Юлиана Викторовна, насколько актуальны для новых субъектов подобные образовательные мероприятия?

- Очень ценно, что образовательные программы Финансового университета при Правительстве РФ не ограничиваются лишь теоретическими компонентами. В рамках очных моделей эксперты-практики как раз имеют возможность передать представителям органов публичной власти и подведомственных организаций Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей практические знания, навыки и компетенции. А слушатели в свою очередь могут напрямую задать и на профессиональном уровне обсудить проблемные вопросы, возникающие в их деятельности.

В частности, в прошлом и в этом году я принимала участие в программе повышения квалификации «Противодействие коррупции в бюджетной сфере», ориентированной на то, чтобы должностные лица получили необходимые компетенции в области управления государственными и муниципальными финансами. И в этой сфере, безусловно, принципиальное значение имеют внедрение противокоррупционных мер, ликвидация причин и условий, способствующих коррупции, и формирование единообразного понимания непринятия коррупции в любых ее формах. Занятия прошли в Луганске, Донецке, Мелитополе.

- На чем вы акцентировали внимание обучающихся?

- Интеграция новых субъектов - процесс не быстрый. Почти все сферы переживают, скажем так, переходный период, одна из причин чему – продолжающееся формирование регионального законодательства. И с учетом этой специфики мне было важно подсветить целый ряд вопросов, в которых должны ориентироваться должностные лица. Озвученная информация получила серьезный отклик аудитории.

Особое внимание было уделено вопросу представления сведений о доходах. Ведь завершается переходный период, и уже в следующем году в новых субъектах стартует декларационная кампания, которая пройдет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Потому мы со слушателями детально изучили примеры заполнения справки о доходах, утвержденной Президентом РФ, а также Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, которые разработаны Министерством труда и социальной защиты РФ.

Также мы обсудили существующую ответственность за коррупционные правонарушения и преступления, проанализировали наиболее распространенные ошибки и нарушения при предоставлении отчетной информации. Кроме того, на занятиях мы провели детальный разбор такого понятия, как конфликт интересов и рассмотрели типовые ситуации. А с учетом того, что среди обучающихся были лица, в чьей зоне ответственности находится профилактика коррупции, особое внимание было уделено нюансам организации профилактической работы. Удалось познакомить аудиторию с комплексом мер, которые помогают сформировать у гражданских служащих отрицательное отношение к коррупции.

Соответственно, по итогам обучения слушатели научились не только выявлять существующие проблемы, но и находить методы их устранения. К слову, все участники получили от Ставрополья раздаточные материалы – обзоры, памятки, методические рекомендации, где аккумулированы многие наши наработки.

- Специалисты управления Губернатора Ставропольского края по профилактике коррупционных правонарушений регулярно участвуют в разноформатных тематических мероприятиях – методических семинарах и совещаниях. Чем ценен опыт нашего региона?

- Хочу подчеркнуть, что на федеральном и межрегиональном уровнях мы не только делимся своими наработками, но также изучаем успешные практики других субъектов для их возможного внедрения в крае. С 2016 года мы участвуем в совещаниях, организуемых Администрацией Президента Российской Федерации, а также в научно-практических конференциях, которые проходили в Крыму, Татарстане, Туле. Осенью этого года опыт Ставропольского края был высоко оценен на совещании в Совете Федерации, где обсуждались вопросы укрепления антикоррупционного потенциала муниципалитетов («СП» ранее подробно писала об этом в номере от 03.12.2025 г. – Прим.авт.). И соответственно, практикой делились нескольких регионов, чьи антикоррупционные наработки уже показали результативность и заслуживают более широкого тиражирования.

В связи с тем, что Губернатор Владимир Владимиров всегда уделял антикоррупционной работе большое внимание, у нас выстроена комплексная и эффективная система профилактики коррупционных правонарушений в исполнительных органах и органах местного самоуправления муниципальных образований. И каждый год она обязательно дополняется теми направлениями, что приобретают в конкретный период особую остроту и значимость.

В нашем арсенале применяются разные форматы работы, которые отличаются практической направленностью и нацелены на внедрение антикоррупционных стандартов. Например, проводятся индивидуальные собеседования и тренинги с теми, кто назначен на руководящие должности. Привычной практикой стали стажировки для государственных гражданских служащих исполнительных органов и муниципальных служащих, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений. Есть ощутимый эффект регулярных совещаний в исполнительных органах и органах местного самоуправления, где вопросы применения мер ответственности за коррупционные правонарушения, конфликты интересов рассматриваются с учетом специфики деятельности конкретного ведомства или отрасли. Аналогичные методы – и при работе с муниципалитетами.

Я уже кратко упомянула о методическом обеспечении – регулярной подготовке и выпуску материалов управление Губернатора Ставропольского края по профилактике коррупционных правонарушений уделяет большое внимание. Специалистами управления, в частности, составляются памятки и обзоры по актуальной тематике.

А в целом акценты по совершенствованию всех процедур определяются на ежеквартальных заседаниях комиссии при Губернаторе края по координации работы по противодействию коррупции. Она является постоянно действующим координационным органом.

И именно такой комплексный подход в работе и фокусировка внимания на профилактике коррупционных правонарушений являются залогом эффективности многолетнего опыта Ставрополья и причиной его востребованности другими субъектами РФ.

Что такое коррупция?

Это понятие определено федеральным законом. Она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя или для третьих лиц или незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Профилактика коррупции: чем ценен опыт Ставрополья»
Газета «Ставропольская правда»
6 декабря 2025 года