Ремонт многоквартирного дома в Ставрополе принес его жильцам только проблемы
«Мастерыломастеры»
Ровно год назад наша газета уже писала про этот дом («Все разрушающий ремонт», «СП» от 28.11.2008 г.). Тогда в редакцию обратились его обитатели, возмущенные тем, что капитальный ремонт мягкой кровли, производившийся в рамках реализации 185го Федерального закона, фактически привел к ее разрушению. Крыша деформировалась, и в квартиры на верхних этажах хлынула вода. После выхода в свет публикации чиновники и представители «Управляющей компании2» заохали: мол, подрядчик пренебрег всеми нормами и правилами проведения работ, непонятно, как он вообще рассчитывал сдать такую кровлю в эксплуатацию?! Подрядную организацию сменили, а «потопленцам» пообещали, что в их квартирах будет сделан ремонт за счет виновника случившегося. С тех пор минул год. Однако обещания таковыми и остались. В этом убедились корреспонденты «СП», побывав в залитых квартирах. Ржавокоричневые потеки попрежнему красуются на вздувшихся потолках. Более того, как утверждают жильцы, даже после вмешательства прессы, районной администрации и жилищной инспекции, «до ума» крыша так и не была доведена. Да, сейчас, она не течет, но совсем не «держит» тепло: зимой люди страдают от холода, летом задыхаются от жары, на потолках разросся грибок.
Проведение капитального ремонта не лучшим образом отразилось и на состоянии систем водоснабжения дома. После того, как была произведена замена водопровода, резко снизился напор. К примеру, Римма Николаева, проживающая на пятом этаже, утверждает, что утром и вечером в часы пик в ее квартире газовая колонка просто «отказывается» зажигаться. По ее мнению, причина в том, что «ремонтники» несанкционированно уменьшили диаметр труб, в том числе магистральных, соответственно снизилась и их пропускная способность.
Члены домового совета попытались привлечь внимание УК2 к этой проблеме еще в конце прошлого года. Однако подвижек нет и по сей день. Зато коммунальщики не забывают напоминать собственникам о необходимости рассчитаться за ремонт. Но те в свою очередь отказываются внести свою положенную по закону пятипроцентную лепту, пока не будут исправлены все допущенные огрехи.
Кстати, по утверждениям членов инициативной группы пятиэтажки, большие вопросы вызывают не только организационная и техническая составляющие проведенного ремонта, но и его финансовая сторона. Вопреки всем правилам и своим обращениям в УК2, они так и не увидели смету на проведение работ по замене мягкой кровли. Что же касается сметы на ремонт систем водоснабжения, то она многократно завышена, уверены собственники. На бумаге значится сумма почти в миллион рублей, тогда как, по их подсчетам, в действительности на все про все должно быть потрачено не более 250 тысяч.
Почему мы должны платить пять процентов от какихто заоблачных сумм, если мы даже не знаем, на что были потрачены выделенные на наш дом деньги? спрашивает Р. Николаева.
Ни подтвердить, ни рассеять свои сомнения жильцы не могут. УК2, по их словам, отказывается предоставлять им финансовый отчет о выполнении ремонта дома, равно как и договоры подряда, акты приемки и гарантии качества работ. Протокола же общедомового собрания о том, что собственники удовлетворены сделанным ремонтом, вообще нет в природе, утверждают они.
Все в суд
А вот руководитель «Управляющей компании2» Юрий Фунда уверен, что ситуация на самом деле несколько иная, нежели ее рисуют собственники дома. Истинную причину конфликта он видит в их нежелании платить положенные пять процентов за капитальный ремонт. «Мы часто сталкиваемся с откровенным шантажом со стороны жителей домов, попавших в федеральную программу, которые отказываются принимать выполненные работы только потому, что не все сделано, как им хочется, посетовал Ю. Фунда, хотя наша работа заключается не в том, чтобы выполнять абсолютно все пожелания трудящихся, а в том, чтобы все домовые системы нормально работали». Он сообщил, что, для того чтобы закончить работы, ему пришлось привлечь заемные средства и вложить их в ремонт вместо жильцов. Последние остаются должны компании в общей сложности почти 45 тысяч рублей.
Не согласился Ю. Фунда и с тем, что замена нижней разводки негативно повлияла на напор воды.
Ремонт водопровода производился в соответствии с проектом, разработанным ООО «СтройДорСервис». Согласно ему, диаметр ввода и стояков действительно был уменьшен, говорит он. Однако это не могло никоим образом отразиться на напоре воды: сопротивление пластика намного меньше, чем сопротивление металла. Тем не менее, реагируя на жалобы собственников, представители УК2 замеряли давление в квартирах на верхних этажах, в том числе в часы пик. Как показали результаты, давление соответствует норме. Имеются расписки жильцов, в том числе и Р. Николаевой.
А вот с крышей, согласился Ю. Фунда, ситуация сложнее. После ремонта она и в самом деле перестала «держать» тепло. Дело в том, пояснил он, что вместо старой кровли, которую за 30 с лишним лет существования дома «накатали» до толщины в 1518 сантиметров, была положена новая гораздо более тонкая. Отсюда и проблемы. Однако все сделано в полном соответствии с установленными нормами, сообщил управляющий. То есть жаловаться, по сути, не на кого. А как быть «потопленцам», чьи квартиры вот уже год являют собой весьма плачевное зрелище?
Ущерб должен компенсировать подрядчик, по вине которого крыша дала течь при ремонте, то есть ООО «Вершина», уверяет Ю. Фунда. Взыскать с него деньги можно только в судебном порядке. «Управляющая компания2» готова помочь собственникам в этом. Мы обеспечим юридическое сопровождение и представительство в суде. Для этого владельцы пострадавших квартир должны написать соответствующее заявление и провести экспертизу повреждений, чтобы иметь представление о точной сумме ущерба.
Обвинений в том, что УК2 не идет на контакт с жильцами дома и держит «под замком» все документы, Ю. Фунда также не принял. По его словам, компания готова предоставить собственникам все интересующие бумаги по первому требованию. В доказательство он продемонстрировал корреспонденту «СП» целую папку с подборкой документов, касающейся капремонта пятиэтажки по Мира, 374. Проекты, договоры с подрядчиками, гарантии качества работ, акты приемки, жалобы жильцов и ответы на них, здесь нашлось все, кроме, пожалуй, самого важного протокола общедомового собрания о приемке дома после капремонта.
У разбитого корыта
С того момента, как в стране стартовала программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, прошло два года. Волна энтузиазма по этому поводу уже схлынула, и начали проступать явные недостатки благой, казалось бы, идеи. Собственникам, которые, по задумке реформаторов, должны стать главными фигурантами программы, отводится едва ли не последняя роль в принятии решений. Выбор видов работ и подрядчиков, оценка качества произведенного ремонта все это дефакто отдано на откуп чиновников и коммунальщиков. От владельца квадратных метров лишь требуется поставить подпись, где скажут, и внести деньги. Ну а потом, если чтото было сделано не так, выяснять отношения с исполнителем в судебном порядке. Тем временем другие стороны, деюре заинтересованные в том, чтобы дом на деле, а не на словах был приведен в порядок, фактически самоустраняются от решения проблем.
Скажем, в данном случае, по словам Ю. Фунды, «Управляющая компания2» не несет за качество ремонта никакой ответственности, поскольку принимала в нем участие лишь в качестве агента. С нее взятки гладки. Комитет городского хозяйства администрации Ставрополя тоже по сути разводит руками. Начальник отдела капитального ремонта и содержания жилищного фонда комитета Н. Росляков посоветовал собственникам провести независимую экспертизу и подать в суд на подрядчиков. Он пообещал, правда, что со своей стороны готов принять меры для урегулирования конфликта организовать встречу всех задействованных в конфликте сторон. Председатель краевого комитета по ЖКХ А. Скорняков на просьбу прокомментировать ситуацию по дому по Мира, 374, в очередной раз подтвердил, что жильцы в ответе за все, что касается общедомовой собственности, в том числе и за результат капитального ремонта. Ведь они подписывают протокол общего собрания о приеме работ. А если такового, как, скажем, в данном случае нет, то это прямое нарушение 185го ФЗ.
Возникает вопрос: куда смотрели многочисленные проверяющие инстанции, принимавшие пятиэтажку после капремонта? Тем более что жильцы, видя, что ремонт идет «мимо» них и без их участия, стучались во все двери, писали в городскую администрацию и в прокуратуру. Им неизменно отвечали, что нарушений не выявлено, а если чтото не устраивает, проводите независимую экспертизу и судитесь с подрядчиком.
В сентябре нынешнего года Фонд содействия реформированию ЖКХ запустил «горячую линию» для тех, кто недоволен тем, как федеральная программа реализуется на местах. Ставрополье входит в число регионовлидеров по количеству обращений.
8 декабря 2009 года