Секрет его молодости
Разумеется, прожитые десятилетия вобрали в себя много событий, фактов, встреч, свершений. В биографии Николая Санжарова и учеба в Краснодарском художественном училище, и срочная служба в воздушно-десантных войсках, и продолжение освоения профессии в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, после окончания которого вернулся в родной Ставрополь. И сразу началась активная творческая работа, причем в самых разных жанрах, больших и малых. Сегодня на многих улицах краевого центра можно встретить работы скульптора Санжарова. В каждую вложена частичка его неутомимой, неравнодушной, вечно ищущей души. Среди первых его работ в Ставрополе были бюст-памятник генералу Карбышеву в школе № 28, памятник Доваторцам к 30-летию Победы и памятник «Холодный родник». Всякий раз открытие этих работ Санжарова становилось событием культурной жизни. А скольких творческих мук стоил ему замечательный памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Победив в конкурсе проектов,
Н. Санжаров многие годы ждал практического воплощения своего замысла в жизнь, и только в 1994-м это наконец произошло. С той поры величественная фигура поэта стала предметом восхищения как горожан, так и всякого приезжего, приходящего сюда, в центр Ставрополя. У памятника Лермонтову в Театральном сквере теперь назначают свидания влюбленные, здесь проходят поэтические встречи и праздники.
Еще одним местом массового паломничества стала та часть исторического бульвара на проспекте Карла Маркса, где установлен памятник генералу Алексею Ермолову. Здесь бывают практически все новобрачные, по сложившейся традиции подносящие букеты цветов покорителю Кавказа. Здесь просто приятно пройтись и еще раз вглядеться в мужественное и одновременно прекрасное лицо, отлитое в бронзе... А вот сквер с памятником воинам-интернационалистам можно назвать объектом патриотического воспитания. Еще одна историческая личность увековечена вдохновением и руками Санжарова на площади у железнодорожного вокзала – генерал-губернатор Николай Никифораки, внесший значительный вклад в развитие Ставрополя в конце ХlХ - начале ХХ веков. Самое свежее творение скульптора – открытый минувшим летом монумент мелиораторам Ставрополья, образно воспевающий людей этой трудной профессии. Кроме того, Николай Санжаров – автор барельефов на аллеях почетных граждан городов Ставрополя и Невинномысска.
Узнаваемы все произведения скульптора Санжарова, давно ставшие своего рода приметами в облике прежде всего Ставрополя. Николай Федорович и сегодня полон интересных замыслов. Опытным глазом художника он видит все, не всегда соглашается с тем, как формируется лицо города, особенно в последние годы, когда стала чуть ли не нормой хаотичная застройка многих кварталов. Гармонично вписаться в такую среду скульптору достаточно сложно, хотя, как считает Николай Федорович, в Ставрополе немало уголков, заслуживающих лучшего оформления.
- Городу нужны и «несерьезные» скульптурные композиции, - уверен Н. Санжаров, - веселые, с юмором, чтобы вызывали у людей улыбки, поднимали настроение. У меня таких эскизов немало, только как все реализовать? Можно активнее использовать и малые скульптурные формы, и те же барельефы... Хочется сделать наш красивый уютный город еще прекраснее!
Есть в планах Н. Санжарова и еще один проект патриотической тематики – скульптор мечтает создать памятник женщинам-вдовам войны. Сегодня установлено немало монументов в честь воинов-героев, но ведь неоспоримо высокой была и роль Женщины в тяжелые для страны годы. Предварительный разговор о возможности этой работы состоялся у скульптора с губернатором края А. Черногоровым, идея была встречена с интересом. Для Николая Федоровича это стало если не гарантией, то уж точно – новым стимулом для напряженного творчества. Впрочем, иначе он и не может. Помнится, на одном многолюдном мероприятии увидела, как Санжаров, сидя среди участников собрания, зорко вглядывался в окружающие лица, тут же делал наброски в блокноте, видимо, пополняя свой «запас материала». Словом, работал… Не удивлюсь, если чьи-нибудь черты вдруг потом проглянут в каком-то его произведении. Да и как иначе, ведь именно в самой жизни, в ее повседневности и многоликости черпает художник и вдохновение, и новые образы.