00:00, 12 февраля 2003 года

Беспартийным просьба не беспокоить

Связано это, прежде всего, с нововведениями в действующем российском законодательстве. Иными словами, ГДСК впредь должна формироваться не только депутатами, избранными в одномандатных округах, но и кандидатами от политических партий в соответствии с процентом набранных на выборах голосов. «Партийных» народных избранников должно быть не менее половины. Законом определен и срок, до наступления которого необходимо внести изменения в региональные законы – 14 июля 2003 года.

По словам первого заместителя председателя краевой Думы И. Прокопенко, вопрос приведения в порядок краевой законодательной базы, регулирующей политическую сферу жизни края, стоит в числе приоритетных для Думы. И это неслучайно. Думе необходимо внести кардинальные изменения более чем в десяток основополагающих краевых документов. Среди них Устав края, законы «О Государственной Думе СК», «О выборах депутатов ГДСК» , «Об избирательных округах».

Федеральный закон все же носит рамочный характер, и поэтому думцам предстоит определиться с рядом существенных, но не оговоренных в российском законе, положений. Именно от них зависит конфигурация будущего краевого законодательного органа. Главные вопросы на сегодня – количественный состав Думы, число одномандатных избирательных округов, процентный барьер для прохождения депутатов по партийным спискам. Чтобы определиться стратегически по этим параметрам в ГДСК и были приглашены представители краевого политического бомонда.

Практически все сошлись во мнении, что будущий состав Думы необходимо увеличивать вдвое. Ставрополье на фоне соседних регионов Юга России сегодня имеет самое маленькое число парламентариев. Увеличение численности повлечет неминуемый рост затрат на содержание аппарата, но как сказал руководитель ставропольского регионального исполкома «Единой России» С. Рязанцев, экономить на эффективности и качестве работы депутатов не стоит. Да и с оглядкой на Запад можно сказать, что Европейская хартия предусматривает представительство одного депутата от 30-50 тысяч избирателей. Если парламентариев станет 50, Ставрополье примерно выйдет на этот уровень.

Политики говорили о том, что если Дума одобрит это предполагаемое количество мест в законодательном органе, не придется перекраивать установленную нарезку избирательных округов, а значит и некую преемственность удастся соблюсти, и неразберихи среди избирателей можно будет избежать.

Относительно гладко прошло и обсуждение процентного барьера для депутатов, баллотирующихся по партийным спискам. Предлагаемый ценз колебался даже ниже рамок общефедерального – в пределах от 3 (Аграрная партия), 4 (Яблоко), 5 (КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР) процентов.

Главная дискуссия возникла по поводу применения закрытых и открытых партийных списков. Закрытый список, это когда избиратель голосует лишь за ту партию, которой отдает предпочтение, не зная персоналий, которые стоят в этом списке. Многие опасаются, что возобладает партийная иерархичность, возможно и такое - мандат законодательного органа (такие примеры есть в федеральной Думе) получат не совсем чистые перед законом люди. В открытом списке избиратель голосует за конкретных людей, членов той или иной партии. Сторонники закрытого списка сетуют на то, что принцип представительства партий при открытом списке будет нарушен, ведь известные личности с «раскрученными» фамилиями вполне могут забыть о партийной принадлежности сразу по приходу в Думу.

Дискуссия о судьбе будущей Думы пока только набирает обороты. «Партийная» составляющая в этих спорах будет расти, ведь уже сегодня в ГДРФ наряду с агропромышленной депутатской группой и группой Кавказских Минеральных Вод сформированы и работают две партийные фракции – «Единая Россия» и КПРФ. Партии, не представленные пока в краевой Думе, пришедшие к парламентариям для диалога вчера, также не останутся в стороне. Именно им во многом определять судьбу будущих депутатских мандатов и, вероятно, каждая из 25 зарегистрированных в краевом министерстве юстиции партий попытается откусить от этого пирога.