17:34, 20 февраля 2025 года

Как работала Ставропольская краевая служба крови во время оккупации

Ставропольская краевая станция переливания крови в годы Великой Отечественной войны тоже приняла вызов: требовалось увеличение мощности медучреждения, при этом штат сотрудников сократился, работа осуществлялась в экстремальных условиях и порой тайно. Рассказываем, как это было.

С июня 1941 года и до оккупации Ставрополя в августе 1942 года краевая станция переливания крови снабжала спасительным компонентом фронтовые полковые госпитали и медучреждения нашего региона.

– Не прекращалась работа кабинета и во время оккупации. Жители города сдавали кровь для раненых и больных, часто прямо у постели пострадавшего. В палатах больницы Красного креста было много раненых солдат и офицеров Красной армии, при этом истории болезни оформлялись на гражданских лиц, а персонал предупреждался о молчании, – рассказали в Службе крови.

Многие документы о деятельности краевой станции переливания крови до 1943 года были утрачены в период оккупации. Когда немецко-фашистские захватчики отступили, Служба крови вновь стала набирать мощь. Еженедельно по четвергам прилетал транспортный самолет за донорской кровью, которую очень ждали в прифронтовых госпиталях. Всего за это время на передовую было отправлено 2500 доз крови. За каждой – спасенная жизнь красноармейца.

«Я была донором в 1943 году. У меня брали кровь в три приема, а позже просто рядом со мной клали раненого и ему переливали мою кровь», – вспоминала санитарка эвакуационного госпиталя № 5435, который в годы войны располагался на базе санатория «Ударник» в Железноводске.

Имя женщины неизвестно. Из данных о ней осталась только фамилия – Озерова. В страшные годы было трудно сохранить жизни, не говоря уже о какой-либо информации. Вместе с тем, о подвигах медицинских работников и населения говорят уцелевшие снимки и обрывочные записи частично сохранившихся документов. Известно, что в штатном расписании учреждения за 1943 год указано 38 сотрудников, в 1944 году смогли работать уже 55 штатных единиц, а в победном 1945 году вместе с миром пришли и новые медицинские порядки. Надобность в усилении отпала – фактически работали 13 сотрудников: заведующий, врачи, медицинские сестры и санитарки.

Не менее сложен был путь восстановления краевой Службы крови. С колен после оккупации ее поднимала хрупкая женщина Татьяна Ковалевская. Ее медицинская карьера началась с учебы в Ленинградском медицинском институте, в который девушка поступила в 1936 году, а в 1941-м всех студентов мобилизовали для работы в прифронтовых госпиталях. На малую родину, в Ставрополь, она приехала в составе эвакуированного госпиталя, где работала до прихода врагов. Оккупацию молодой специалист пережила стойко, работала в городской больнице – успешно справлялась с тяжелыми случаями. Ее назначили на должность заведующей сразу после освобождения города, беря во внимание опыт работы хирургом и организаторские способности, необходимые для восстановления разрушенного. Решение было верным, у Татьяны Ковалевской все получилось. В итоге она посвятила Службе крови более 20 лет профессиональной деятельности.

Елена АЛЕКСЕЕВА, при содействии минздрава СК