Ставропольский драмтеатр представил первую премьеру 179-го творческого сезона
Первую премьеру 179-го творческого сезона представил Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова. Режиссером выступила народная артистка России Наталья Зубкова, поставившая спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Николая Лескова. Произведению, написанному более полутора веков назад и охарактеризованному самим автором как история мрачная, в строгих тонах, выпала счастливая судьба быть востребованным практически на всем протяжении минувших десятилетий. Во всяком случае, отечественные театры регулярно обращаются к классическому сюжету. Вот и чуткий на веяния своего времени режиссер Наталья Зубкова явно неслучайно решила показать нам эту старую-старую историю из русской жизни.
Историю страшную по своей какой-то почти первобытной жестокости и бессмысленности.
Хотя вроде бы и историю любви…
Нам, повидавшим сегодня столько всяческого хоррора стараниями разных телеканалов, лесковский триллер (именно триллером поименован жанр спектакля самим театром) вроде бы не должен открыть ничего эдакого нового, тем более что никаких таких детективных загадок тут нет, все злодейские убийства совершаются на наших глазах и расследования как такового просто нет. Судьба героев, их характеры и взаимодействие с миром - вот что в центре происходящего двухчасового действа. Главный персонаж - молодая купеческая жена Катерина Измайлова являет замечательный образец темной, совершенно неразвитой духовно личности. Это красивая, полная жизненных природных сил самка человека полностью подчинена физическим инстинктам в силу и воспитания (девушек растили для выгодного замужества), и в силу самого уклада ее жизни за богатым нелюбимым мужем. Трудно винить ее саму в том, какое чудовище из нее в результате вышло, но как же далека эта Катерина от своей знаменитой тезки из «Грозы» Н. Островского, восклицавшей в экстазе «Отчего люди не летают как птицы?»… А тут мечты иные - как извести ненавистных родичей и почивать на их богатстве вместе с любовничком. Мценская леди Макбет сделалась преступницей, можно сказать, от скуки и безделья. Поразительные параллели с нашим временем вызывает старый сюжет. От четко обозначенной усредненности места действия - а уездный Мценск есть самая что ни на есть средняя, то бишь типичная Россия, до расплодившихся ныне таких же скучающих и тихо звереющих при богатых папиках Катерин. Вот оно чудо живучести классики, много угадавшей столетия назад про нас нынешних.
Ну да, конечно, виной всему - любовь. Неправедная, но всепоглощающая, затмившая не только разум, но и саму совесть человеческую. Трудная задача стояла перед исполнителями главных ролей Катерины и ее возлюбленного Сергея - заслуженной артисткой России Ириной Баранниковой и артистом Олегом Хомутовым. Как совместить в своих героях неодолимую силу всепоглощающей страсти с преступным бессердечием? Отдаваясь своей страсти, они настолько ей подчинены, что не способны испытывать ни чувства вины, ни стыда, ни сопереживания своим невольным жертвам. Впрочем, пока не пришел час расплаты… Тут пути героев расходятся диаметрально. Если Катерина и в тюремной робе продолжает чувствовать свою - да, ужасную, да, неправедную любовь, то Сергей из недавнего пылкого любовника превращается в разочарованного подельника, падшего до нижайшей степени подлости. Всю эту буйную гамму чувств дуэт И. Баранниковой и О. Хомутова воплощает блестяще, самозабвенно, на высочайшем накале. Именно в их игре и реализована главная задача «русского триллера»: не через демонстрацию страшных убийств, а в нарастающем нравственном падении показать ужас распада личности.
Любопытно наблюдать и за так называемыми второстепенными персонажами спектакля, создающими особую затхло-провинциальную атмосферу купеческого подворья. О, это отнюдь не фон для развития основных событий. Нет, это самая настоящая плодороднейшая почва для расцвета человеческой деградации. На этой почве, унавоженной дикой смесью тяжелого наемного труда и ненависти к зависимому труду, возможны не только действительно ужасные преступления, но и целые букеты «мелких пакостей», от угоднического доносительства до циничного осмеяния всякого проявления нормальности. На этой почве разудалая дворня развлекается как может, находя удовольствие в созерцании падения героев. Здесь каждый если не со-участник, то абсолютно счастливый (да!) наблюдатель преступления. Актерская команда спектакля отлично справляется с поставленной целью: перед нами предстает очень живая, многохарактерная и одновременно очень стилистически цельная картина. Даже небольшие эпизоды сумели украсить своим присутствием и наполнить смыслом заслуженный артист России Михаил Новаков, почетные деятели искусств Ставропольского края Людмила Ковалец и Владимир Петренко, артисты Анастасия Поделякина, Константин Юрченко, Александр Сухарев, Филипп Харций… Как и положено слаженному оркестру, каждый чутко ведет свою партию, вливаясь в единую дружную гармонию.
Полностью соответствует стилю спектакля и его внешнее оформление, выполненное прямо «по Лескову» - в подчеркнуто мрачных тонах, создающих гнетущее впечатление серой беспросветности. Даже богатая купеческая усадьба здесь вовсе не выглядит яркой картинкой экономического процветания, богатства как бы подразумеваются, скрытые за тяжелыми дверями амбаров. Куда, между прочим, укрывают убийцы-любовники одну из своих жертв: там, среди накопленных сокровищ, видимо, самое место зажиточному свекру мценской леди Макбет. Это ему - взамен не родившихся в постылом браке внуков. Сцены тюремных «приключений» и вовсе буквально пронизаны жутким ощущением холода и мрака, там беспросветность становится фатальной, там леденеют и тела, и души. Трагический финал - только таким и должен венчаться триллер, и тут надо отдать должное еще одному творческому дуэту - режиссера и художника спектакля. Задуманное ими внешнее проявление нагнетания страстей достигает мощного апофеоза в последнем тяжком преступлении героини. Без какого бы то ни было очищения грешной ее души. Вот истинный страх русского человека: когда нет ни покаяния, ни ожидаемого смирения, ни, соответственно, прощения. Жестко и по сути справедливо.
Автор повести «Леди Макбет Мценского уезда» задумывал ее как очерк характера сильной женщины, поставленной в определенные обстоятельства. И его героиня действительно демонстрирует мощь безоглядной страсти, вот только мощь эта обращена во зло. Она сметает на своем пути все препятствия, а препятствия эти - чьи-то жизни. Плохие ли, хорошие, но жизни. Да, Катерина Измайлова - это вам не Джульетта, способная убить во имя любви. Убить себя. А вот усеять все вокруг трупами - это действительно мощно и страшно. И у Лескова отсыл к Шекспиру в названии повести - почти прямое указание на страшную аналогию с историей английской тезки нашей «леди Макбет». Хотя и звучит, на мой взгляд, довольно издевательски по отношению к обычной купчихе из провинциального городка. А вот поди ж ты, какая оказалась «леди», куда там англичанке…
Можно поздравить команду спектакля, да и весь театр с новой отличной работой. Классика в очередной раз блистательно доказала свою силу. Было над чем потрудиться постановщику, было во что вложить часть себя актерам, теперь будет над чем поразмышлять зрителю. Кстати, именно Наталья Зубкова несколько лет назад ставила ту, другую Катерину - из «Грозы». Которой мы искренне сопереживали, с которой вместе страдали и мечтали - «отчего люди не летают»… Нынешней постановкой режиссер вместе с ансамблем спектакля открыла иную грань нашей поразительной классики: назвавшись триллером, старая почти «бытовая» история способна показать жуткую глубину падения человека. История-то старая, только вот примеры нравственной пустоты, глухоты, увы, нередки и в наши дни. Вы только посмотрите, какие якобы страсти бесстыдно бушуют на наших теле- и киноэкранах, какая беспросветная грязь льется в уши наших детей. А мы хотим видеть их добрыми, умными, совестливыми, счастливыми, наконец. Что ж, придется опять учиться у классики, где преступление не остается без наказания, где в человеке, как мы помним, все должно быть прекрасно.
10 ноября 2023 года