10:32, 22 мая 2021 года

Кто скажет оружию «Прощай»?

После массового убийства в казанской гимназии Президент России Владимир Путин потребовал срочно проработать ужесточение правил оборота оружия, и соответствующий законопроект депутаты Госдумы уже приняли в первом чтении. Основные поправки будут внесены в Федеральный закон «Об оружии». В частности, предусмотрен отказ в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам, задержанным за вождение в нетрезвом виде, а также рецидивистам с двумя и более судимостями. Комментирует эти новации известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

- Напомню, в результате стрельбы в казанской гимназии погибли 9 человек и еще 23 — получили ранения. Но это, к сожалению, не единственная «огнестрельная» трагедия за последние годы. Вот почему корректировка правил оборота оружия - это уже, как говорится, давно назревшая тема, - отмечает Роман Савичев. - В первую очередь, законопроектом устанавливаются дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии. «Прощай, оружие» скажут водители, севшие за руль в нетрезвом виде, а также граждане, за плечами которых две и более судимости за совершение преступлений.

Да, сегодня закон запрещает выдавать лицензии алкоголикам и наркоманам, стоящим на учете. Но проблема заключается в том, что человек, владеющий оружием, может не просыхать от водки и однако же не числиться клиентом наркологической клиники. Вот о чем также следует подумать законодателям. Между тем, по данным Судебного департамента при Верховном суде, ежегодно по статье 213 УК РФ (хулиганство) совершается около тысячи преступлений с применением оружия, из которых половина — в состоянии опьянения.

Впервые в законодательстве появится понятие «медицинские противопоказания к владению оружием», их перечень определит Правительство РФ. Медосвидетельствование будет включать в себя психологическое тестирование и химико-токсилогические исследования, причем разрешено их теперь делать лишь в муниципальных и государственных учреждениях. Врач, проводивший исследования, заверит заключение квалифицированной электронной подписью и разместит его в государственной информационной системе (ГИС) Минздрава. После чего лицензионно-разрешительная служба — структура Росгвардии — получит доступ к этому реестру. (Сегодня эта служба не имеет полномочий проверить, состоит ли человек на учете в психдиспансере). Кроме того, сотрудники Росгвардии смогут проводить собеседование с соискателем лицензии, чтобы проверить подлинность сведений в предоставленных документах. Возникает вопрос: а что, если гражданин стал алкоголиком или совершил пьяное ДТП уже после получения оружия? В этом случае информация об «учетных» пьяницах будет направлена в Росгвардию так же, как и сведения о вождении под мухой. Затем лицензия на оружие будет приостановлена — до очередного медосвидетельствования.

Сегодня в нашей стране насчитывается около 3,6 миллиона граждан, имеющих разрешение на хранение, ношение и использование оружия, однако контроль за ним оставляет желать лучшего. За последние пять лет владельцы «потеряли», в том числе в результате кражи, 28283 единицы оружия. Теперь такие граждане будут обязаны сообщать об утрате в Росгвардию в течение суток.

Новый законопроект предлагает вести электронный учет оружия, патронов и их владельцев в ГИС Росгвардии. Положение о ГИС, а также о ведении лицензий и разрешений будет утверждаться Правительством России.

Еще одна большая проблема касается учета списанного оружия, которое после модернизации зачастую поступает в распоряжение криминальных структур. В Пояснительной записке к законопроекту говорится, цитирую : «… Востребованность списанного оружия в криминальной сфере обусловлена облегченной методикой восстановления боевых свойств оружия, при этом цена его на 50% ниже стоимости аналогичного штатного образца. Согласно статистическим данным МВД России и ФСБ России, в 2015-2020 годах… из незаконного оборота изъято свыше 70 тысяч единиц огнестрельного оружия, выявлено и ликвидировано более 400 подпольных мастерских по изготовлению, переделке оружия, изготовлению взрывных веществ, а также боеприпасов. Зарегистрировано свыше 17 тысяч преступлений, квалифицированных по статье 223 УК РФ (незаконное изготовление оружия). Более 80% изъятого в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий огнестрельного оружия является списанным оружием, переоборудованным в боевые аналоги». Депутаты предлагают обязать граждан и юрлица уведомлять Росгвардию о приобретении, продаже или дарении списанного оружия с целью его регистрации. Кроме того, юридическим лицам запретят хранить оружие в помещениях и сейфах, не оборудованных сигнализацией, выходящей на пульт охранной организации.

В документе прописаны и некоторые послабления: от прохождения проверки (раз в пять лет) на знание правил безопасного обращения с оружием предлагается освободить уволенных в запас военнослужащих, а также граждан, имеющих специальные воинские звания и классные чины, ветеранов боевых действий. Поправки вносятся не только в закон «Об оружии», но и в ФЗ «О средствах массовой информации»: будет запрещено распространять в СМИ и Интернете информацию о том, как самостоятельно изготовить или переделать огнестрельное оружие, чтобы восстановить его боевые свойства.

Сегодня все чаще общественные организации призывают власти ужесточить наказание за небрежное хранение и незаконный оборот оружия. В этой связи следует упомянуть об инициативе комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции (соответствующий законопроект скоро будет внесен на рассмотрение парламента). Предлагается квалифицировать как тяжкие преступления незаконный сбыт боеприпасов, взрывчатки и оружия и предусмотреть за эти деяния наказание до 20 лет лишения свободы. Сейчас за эти преступления по статье 222 УК РФ наказание варьируется от ограничения свободы до 3 лет до 8 лет колонии. Исключение составляет незаконный оборот взрывчатки, за что можно сесть на 12 лет. Увеличение реального срока наказания до 20 лет, думаю, будет приветствоваться гражданами, если учесть, к каким трагическим последствиям приводит нелегальная купля-продажа оружия и халатность при выдаче лицензии.