Светлана Адаменко: Главная цель - защитить детей
- Светлана Викторовна, в феврале 2020 года исполнилось десять лет как вы исполняете обязанности уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае. Что удалось сделать за эти годы в сфере защиты наших маленьких граждан? Что самое главное в вашей работе?
- За 10 лет правозащитный институт детских уполномоченных в России не только укрепился, стал значимым, но самое главное - граждане стали понимать, что без уполномоченного порой сложно разобраться в той или иной проблеме в связи с нарушением прав несовершеннолетних.
При этом уполномоченный по правам ребенка не является органом исполнительной власти и не подменяет ее, это дополнительный механизм защиты прав и интересов ребенка, семьи. И это закреплено законодательно.
За эти годы совместно с моими помощниками при участии министерств, ведомств, общественных организаций рассмотрено более восьми тысяч обращений, больше 40% - с положительным решением. А это значит, что удалось помочь конкретному ребенку получить необходимое лечение, положенные алименты на содержание, ребенку-инвалиду - лекарство, сироте - получить жилье, восстановиться родителям в своих правах, спасти ребенка от насилия и жестокого обращения.
Ежегодно уполномоченный готовит доклад о своей деятельности и о положении детей в Ставропольском крае, в котором отражается анализ ситуации с реализацией прав детей, семей с детьми во всех сферах жизнедеятельности. Доклад направляется губернатору Ставропольского края, депутатам в Думу Ставропольского края.
- Иногда сообщения о том, что дети гибнут, подвергаются опасности, шокируют. Как часто вам приходится с этим сталкиваться?
- Действительно, есть печальная статистика о гибели и травмировании детей от внешних причин. Мы анализируем каждый случай. К примеру, только в 2019 году в крае погиб 121 ребенок. Большая часть (18 детей) погибли в результате ДТП, 12 детишек утонули, 9 совершили суицид, 5 выпали из окон. Двое были убиты. При этом один ребенок был убит собственным отцом.
Есть другая статистика - оставление матерью новорожденного ребенка в роддоме. В прошлом году таких случаев было 53. И хотя эта цифра с каждым годом уменьшается, это кроме как жестокостью по отношению к малышу не назвать.
Часто дети гибнут или травмируются из-за недосмотра со стороны взрослых, родителей. Ведь в силу своих возрастных и психологических особенностей дети сами себя защитить не могут.
- Как часто родители становятся угрозой для жизни ребенка? Вам известны такие случаи?
- Как ни печально и странно сознавать, это действительно имеет место. Но не так часто. Все же абсолютное большинство детей живет в любящих семьях.
А случаи, конечно, известны. Как правило, они получают широкий общественный резонанс. Мы помним убийство восьмимесячной малышки из села Бешпагир, которую зарезал свой отец. Или, к примеру, маленькую девочку из Буденновска, которая умерла от пневмонии: родители не обратились в больницу, когда у нее несколько дней была высокая температура. До этого девочку мама во время купания обварила кипятком.
В Георгиевске мама, которую раздражал плач ее ребенка, сильно его избила, в результате малыш получил черепно-мозговую травму. В Михайловске папа в пьяном виде обварил своего сына кипятком и при этом не обратился к врачам.
Ежегодно дети гибнут на пожарах. Только в этом году мы потеряли четверых детей. Часто это происходит по причине оставления детей без внимания, присмотра. Так, в Ставрополе погибла девочка в результате пожара в доме, загорелся отопительный прибор. Мама оставила дочь на ночь одну и уехала в одно из развлекательных учреждений города.
Нередко мы становимся свидетелями убийства матерями своих новорожденных детей.
Страшно, когда дети подвергаются сексуальному насилию со стороны близких людей, родителей, отцов.
Конечно, преступления против детей на особом контроле у следственных органов, преступники наказываются, родители лишаются прав. Но ведь загубленную жизнь ребенка уже не вернуть…
- Отобрание ребенка из семьи - это всегда трагедия. И для ребенка, и для родителей. Когда органы опеки имеют на это право?
- В крае в последнее время мы перестали бездумно и без основания входить в семью, принимаются меры по восстановлению детско-родительских отношений. Реализуется государственная программа поддержки семей с детьми.
Тем не менее в прошлом году судами были лишены прав 255 родителей в отношении 360 детей. Это в разы меньше, чем в предыдущие годы.
Однако и эта цифра остается высокой. Такого быть не должно. Ведь лишенный прав быть родителем гражданин не может быть полноценным членом общества, а ребенок без своей кровной семьи испытывает серьезный стресс.
В Семейном кодексе РФ четко прописаны критерии, по которым может быть изъят ребенок из семьи, а родители лишены родительских прав. Прежде всего это уклонение от родительских обязанностей, отказ забрать ребенка из роддома, медицинского учреждения, из учреждения соцзащиты, зло-
употребление своими правами, отказ лечить ребенка, если он в этом нуждается, жестокое обращение и насилие над ребенком, оставление ребенка в опасности, асоциальный образ жизни родителей - пьянство, наркомания.
Но для принудительного отобрания ребенка должны быть очень веские причины. И не тот случай, когда в холодильнике обнаружен просроченный сырок. Или родители без работы, или в доме не очень чисто, или только прививки не сделаны. Сначала надо помочь семье, поддержать ее в трудную минуту. Для этого в крае немало служб.
Лишить прав родителей может только суд. Никто больше не вправе это сделать. А если так произошло, то государство обязано встать на защиту ребенка.
- Как родители могут исправить ситуацию?
- У родителей есть право восстановиться в родительских правах. Опять же только через суд. Доказать, что они исправились и готовы воспитывать, развивать и любить своего ребенка. Исключением может быть уголовная статья за жестокое обращение с ребенком, сексуальное насилие.
- Как обстоят дела с ситуацией с истощенной девочкой из Кисловодска, мать которой - сторонница так называемой «особой системы питания»?
- В настоящее время девочка находится в государственном учреждении. После проведенного лечения состояние ее здоровья удовлетворительное. С девочкой занимаются специалисты. Органами опеки маме выдано разрешение видеться с дочерью. Дальнейшую ее судьбу будет решать суд, который приступил к рассмотрению иска о лишении мамы родительских прав.
- Ваш совет оступившимся родителям.
- Всегда надо помнить о том, что забота о ребенке, его воспитание и развитие - это право и одновременно обязанность родителей. Это закреплено в Конституции России. Но ребенок - не собственность родителей. Он - субъект права. Его проблема в том, что он не может себя сам защитить и заявить о своих правах. Тем более если он младенец. Родители должны это понимать и не злоупотреблять своими правами. Если все же случилась беда и к вам пришли органы опеки, помните, что семье всегда дается шанс доказать, что она в состоянии воспитывать своих детей. И от предложенной помощи отказываться не надо. Сегодня у государства нет цели обязательно покарать родителей, которые оступились. Главная цель - защитить детей, убедиться, что их жизни и здоровью ничто не угрожает.
18 марта 2020 года