Потребительская корзина, индекс потребительских цен, покупательная способность, валовой внутренний продукт – все эти показатели отражают состояние экономики. Они официальные и серьезные, их публикуют статистические учреждения и экономические ведомства. Но существуют и развлекательные экономические индикаторы. С их помощью экономисты пытаются объяснить сложные идеи через простые вещи.

Индекс бигмака

Он является самым популярным из таких индикаторов. Это самый известный в мире индекс из неофициальных – необычный способ сравнить валюты и выяснить естественный обменный курс по отношению к доллару США. Почему бигмак? Во-первых, его можно купить почти в любой стране, а во-вторых, в составе гамбургера самая распространенная и понятная всему миру еда: мясо, сыр, зелень, хлеб. Индекс придумали издатели британского журнала The Economist в 1986 году.

Если не углубляться в тонкости и терминологию, то суть теории сводится к оценке того, сколько денег требуется отдать за один и тот же товар в разных странах. Из этого потом выводится и обменный курс конкретной валюты. Например, если в России яблоко стоит 10 рублей, а в США – 1 доллар, значит, 10 рублей стоят 1 доллар. Следовательно, обменный курс – 0,1 доллара за рубль. Потому что (по этой теории, но не в реальности!) у яблок одинаковая ценность и в России, и в США.

Действительно ли это надежный способ сравнивать валюту? Нет. С самого появления бигмака индекс не был серьезным и по-прежнему не имеет практического применения, он не учитывает таких факторов, как спрос населения, количество импортных и местных продуктов в каждом бигмаке, конкуренцию, локальную стратегию сети, местную специфику и много чего еще. Допустим, в Индии, где говядину не едят, в составе бургера баранья или куриная котлетка, но при расчетах индекса на это закрывают глаза. Кроме того, в стране может резко меняться курс внутренней валюты, а значит, и цены. Например, в Венесуэле в 2012 году были самые дорогие бигмаки в мире (7,92 доллара), а через три года – уже самые дешевые (0,67 доллара). Так что индекс стал популярным не потому что отображает адекватную реальность, а потому что понравился обывателям, ведь это веселый способ сравнить валюты.

Конкуренты бигмака

В последнее время появляются новые индексы. Они основаны на том же принципе, что и «бигмачный», но вместо бургеров используют другие продукты и товары.

Есть индекс латте. Мир, по сути, измеряется большими чашками латте из «Старбакса». Австралийские эксперты предложили использовать для анализа покупательной способности валют индекс iPod – он сравнивает долларовую цену MP3-плеера iPod Nano объемом 2 Гб.

Deutsche Bank ежегодно публикует индекс свидания для городов – немцы строят рейтинг дороговизны городов, сравнивая цену на романтический комплект из поездки в такси, ужина на двух человек в пабе, стоимости двух бокалов пива и двух билетов в кино с напитками. В прошлом году самые дорогие свидания проходили в Цюрихе. Москва была на скромном 35-м месте.

Рост потребительских цен можно измерить с помощью индекса конкретного блюда. Например, в России регулярно рассчитывают стоимость борщевого набора (в него входят самые популярные овощи: картошка, капуста, морковка и другие) и индекс салата оливье. Кстати, этот индекс признан отечественными экспертами вполне рабочим – позволяет более или менее приближенно к жизни большинства из нас оценить изменения цен потребительской корзины.

Существует еще индекс красной помады. Его придумали в американской парфюмерно-косметической компании Estee Lauder. Согласно ему, в тяжелые экономические времена женщины ограничивают себя в покупках дорогой одежды, сумок и обуви, но отказать себе в покупке красной помады не могут. Соответственно, парадокс: в стране кризис, а продажи люксовой помады растут.

Разные организации во всем мире изобретают свои нестандартные индексы, с помощью которых пытаются уловить тенденции в экономике. В итоге появляются неожиданные маркеры, например, продажи мужских трусов (чем меньше их продают, тем хуже обстоят дела в стране), высота каблуков и длина юбок (чем выше каблуки и короче юбки, тем лучше развивается экономика) и многие другие. В принципе, вы тоже можете вывести свой показатель – например, определить, как связана ситуация в экономике с наличием бесплатных пакетов в супермаркетах.

Впрочем, вряд ли получится точно измерить происходящее в мире чашками кофе или цветом губной помады. Экономика – сложнейший процесс, и делать глубокие выводы о благосостоянии населения по цене гамбургера или даже целой кастрюли борща невозможно. Перечисленные способы создавались скорее для развлечения читателей, и относиться к ним чересчур серьезно не стоит.

Весело о серьёзном / Газета «Ставропольская правда» / 24 августа 2018 г.