Выставка «Мой Афон» Костаса Асимиса представлена в изомузее Ставрополя
Согласно древнему христианскому преданию, в 49 году корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю, и его прибило к берегу Афона в том месте, где ныне находится Иверский монастырь. Дева Мария так была поражена красотой этого места, что попросила у Бога это место себе в удел. На что получила ответ: «Да будет место сие удел твой и сад твой и рай и пристань спасения желающих спастись».
Перипетии судьбы привели на древний Афон известного греческого мастера фотографии Костаса Асимиса, чья выставка «Мой Афон» в краевом музее изобразительных искусств стала заметной страницей обширной программы V Славянского форума искусств «Золотой витязь». Экспозиция представляет собой концентрированное отражение многолетней творческой деятельности мастера, снимавшего монастыри и храмы святой горы Афон, запечатлевшего эпизоды повседневной жизни и быта насельников полуострова, посещения паломников, визиты именитых гостей и, конечно же, не-обыкновенную красоту святогорской природы.
Все, кому посчастливилось побывать там, утверждают: красоту Афона невозможно описать словами. Но далеко не каждый может увидеть это чудо природы и веками намоленные храмы. Более тысячи лет на территорию уникальной монашеской республики не ступала нога ни одной женщины, а фото- и видеосъемки сведены к минимуму. Уже потому каждый снимок становится настоящей исторической и духовной ценностью.
Явно не случайно Костас Асимис вот уже двадцать лет является представителем русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Дело в том, что сам он не чужой нам - родом из Ташкента, куда его родители попали после гражданской войны в Греции в 1949 году. Позднее семья перебралась в Югославию, где Костас получил филологическое образование, всерьез занялся фотографией. Опыт фотомастерства он обрел в Германии в студии моды и рекламы Мюнхена, а затем открыл собственную студию в греческих Солониках. Впервые попав на Святую гору в далеком 1984 году, он сразу и всей душой проникся благодатью, царящей на этой земле, да так и остался там работать. А связь с Россией воплотилась в его трудах: по крупицам собирал уникальные артефакты афонской истории, занялся спасением и реставрацией уникального старинного фотоархива в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре. Так что недаром директор изомузея Зоя Белая с улыбкой заметила, что мы можем называть Костаса Асимиса по-русски - Константином Несторовичем...
Как сказал, открывая выставку, председатель Славянского форума «Золотой витязь» народный артист России Николай Бурляев, сам он был потрясен работами Костаса, что называется, с первого взгляда, а потому постарался во что бы то ни стало привезти экспозицию в Ставрополь:
- Чтобы украсить наш форум этими необыкновенными снимками! Они словно форточка в прошлое, открывающая нам моменты истории Святой горы, но они же и взгляд нашего современника, реально живущего там сегодня. Мне, бывавшему пока только в двух монастырях Афона, захотелось обязательно еще туда поехать и увидеть все эти чудеса своими глазами. Эти великие обители, угнездившиеся среди скал, - настоящее богатство всех православных. А то, что делает Костас, - истинное подвижничество.
Подвижничество еще и потому, что, как выяснилось, аналогичная экспозиция Асимиса буквально застряла в Донецке, откуда должна была проследовать в Ставрополь. Причины всем понятны. Так вот Костас, пытаясь вывезти работы, даже попал в плен, где провел сутки, а оказавшись на свободе, как человек весьма ответственный быстро изготовил копии снимков и своевременно доставил их в музей. Его самоотверженность высоко оценил принявший участие в открытии выставки председатель Думы СК Юрий Белый:
- Чем силен человек? Своей верой, своими корнями. Нам, русским людям, славянам, очень приятно видеть в стенах краевого музея эту прекрасную выставку, ибо Афон - основа основ православия. Мы часто говорим о поисках национальной идеи, о том, что мы многое растеряли. А давайте с помощью искусства оглянемся в прошлое, не будем все чернить, будем ценить настоящее и думать о будущем. Так мы все, и славяне, и люди других национальностей, обретем веру, надежду и любовь. Вообще весь Славянский форум искусств «Золотой витязь» стал огромной важности событием для Ставрополья. За что мы должны выразить признательность прежде всего замечательному актеру, режиссеру и общественному деятелю Николаю Бурляеву и его соратникам.
- В эти дни всех нас объединило желание прикоснуться к высокому искусству, - сказала зампред правительства СК Ирина Кувалдина. - Здесь, в стенах музея, мы можем сделать это с помощью творчества Костаса Асимиса. А для нас, женщин, это радостно вдвойне, поскольку Афон по вековому правилу закрыт для посещения женщинами. Глядя на фотографии монахов, понимаешь, насколько эти люди одухотворены, как искренне они молятся о нашем славянском мире. Та выставка, что волею обстоятельств задержана на земле Украины, и эта, открывшаяся в Ставрополе, словно незримой нитью связали славянский мир. Мы все сопереживаем происходящему там, а нынешняя выставка - убедительное подтверждение того, что единение славян нерасторжимо! Уверена, здесь каждый получит не просто эстетическое удовольствие, но почувствует, что, несмотря ни на что, на земле гораздо больше добра, чем зла.
Неразрывную духовную связь времен, глубоко и многогранно отражаемую искусством, подчеркнул руководитель отдела культуры Ставропольской епархии протоиерей Михаил Моздор:
- Средоточием красоты признанно считается духовная святыня русского православия - Киево-Печерская лавра, основатель которой Антоний Печерский получил благословение именно на Святом Афоне, где принял монашеский постриг и начал свое служение. На сегодняшней выставке мы можем получить целостное представление об истории православной культуры.
Приезд такого интересного соплеменника не мог остаться без внимания национально-культурной греческой общины Ставрополя, представители которой тепло приветствовали Костаса Асимиса. А он, в свою очередь, поделился намерением в дальнейшем привезти в Ставрополь и другие свои экспозиции. Кстати, его выставки с большим успехом прошли в Санкт-Петербурге, Пскове, Москве и в «горячем» Донецке. Кто знает, быть может, образы святых обителей «сада Богородицы» станут залогом грядущего спасения для мучеников наших дней...
18 июня 2014 года