06:29, 12 апреля 2014 года

В Думе Ставропольского края обсудили изменения, предлагаемые ГДРФ в закон о местном самоуправлении

Как пояснил председательствующий на заседании руководитель фракции «единороссов» в краевой Думе Ю. Гонтарь, Президент РФ В. Путин в своем Послании к Федеральному Собранию одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления. Власть на местах, по мнению президента, должна стать сильной и финансово независимой, а главное, максимально прозрачной и доступной для граждан.

- Не секрет, что сегодня есть много претензий к властям на местах, - их обвиняют в коррупции и слабой эффективности. За примером далеко ходить не надо - и в Ставрополе, и в крае такие громкие случаи были, - отметил Ю. Гонтарь. - И одна из главных причин этого явления - слабая контролируемость власти.

Того же мнения придерживается и председатель краевой Думы Ю. Белый:

- Очень часто ко мне на прием приходят жители Ставрополя, которые жалуются на то, что достучаться до городских властей невозможно, они закрыты. Внутригородские районы не имеют собственных бюджетных средств для решения насущных вопросов - все деньги у администрации города, и она решает, какие проблемы первоочередные. Например, Ленинский район Ставрополя, в котором проживают около 140 тысяч человек, получает всего 100 млн руб в год на текущие расходы, причем 50 млн руб - это зарплаты бюджетников. Понятно, что на оставшуюся сумму все имеющиеся проблемы не решить.

В селах также сложилась двоякая ситуация - у районов забрали почти все полномочия и отдали их на места - в сельские поселения. Даже в Думе края, по словам Ю. Белого, уже курсирует мнение, что районы надо упразднить за ненадобностью. В то же время денег для выполнения возложенных обязанностей поселениям не дали.

Зачастую наблюдаются и такие случаи, когда район передает полномочия поселению, поселение берет их на себя лишь частично - и начинается страшная чехарда, особенно наглядно проявляющаяся при оформлении земель: разрешение на выделение земли дает муниципалитет, а оформлять ее должен район, возникают нестыковки, а заявителя просто начинают «перебрасывать» друг другу, как теннисный мячик.

Если предлагаемые поправки будут внесены, у местных поселений из сегодняшних 34 полномочий останется 13, остальные, требующие наибольших финансовых затрат и работы узких специалистов, вернут на районный уровень. Что касается городов, то там планируется усилить значение и возможности внутригородских районов, наделив их собственными бюджетами.

Как отметил Ю. Белый, сегодня в результате выборов во власть нередко попадают люди, которые смогли организовать эффектную избирательную кампанию, умеют красиво говорить, но их профессиональные качества вызывают сомнение. Новые правила, во-первых, позволят ставить на должности достойных управленцев на конкурсной основе, а во-вторых, в случае их недостаточно эффективной работы отзывать и оперативно менять на других. В то время как в случае с избранными руководителями это сделать сложно.

Казалось бы, сплошные плюсы. Но и в Думе края, и в местных советах нашлось немало противников предлагаемых поправок. Например, фракция «Справедливой России» краевой Думы настаивает на том, что новеллы противоречат европейской хартии о местном самоуправлении в первую очередь тем, что ограничивают избирательные права граждан.

Большинство муниципалитетов высказывается за то, чтобы такие важные функции, как тепло-, водо-, газоснабжение, содержание библиотек, поддержание в надлежащем состоянии дорог, уличного освещения, кладбищ, памятников истории и культуры оставили в их ведении, но с соответствующим финансовым обеспечением. Также были высказаны предложения закрепить законодательно делегирование в районные представительные органы количество депутатов, пропорциональное числу жителей поселения. Представители местной власти просят также гарантировать местным предприятиям первоочередное право на получение госзаказа на территории района местонахождения. Чтобы «варяги», не имеющие в своем арсенале ничего, кроме печати, не могли за счет низкой цены и найма «шабашников» отбивать заказы у организаций, имеющих и необходимую технику, и профессиональные кадры. Эта мера будет способствовать снижению безработицы в сельской местности, наполняемости местных бюджетов и более высокому качеству выполняемых работ.

Как пояснил Ю. Гонтарь, в Госдуме законопроект рассмотрят в первом чтении в апреле. Это не означает, что не будет возможности внести дополнительные поправки. Тем не менее с пакетом предложений надо определяться побыстрее.

«Полномочия не теннисный мячик»
Газета «Ставропольская правда»
12 апреля 2014 года