15:26, 4 апреля 2014 года

Почему в Кисловодске до сих пор нет электромобилей?

 

Начинали под фанфары

Начало было весьма обнадеживающим… При правительстве края создали рабочую группу по продвижению экологически чистого автотранспорта. В ее состав входили не только чиновники, но и автомобилисты-практики. В частности, потенциально главный инвестор проекта - генеральный директор ЗАО «Автоколонна 1721» Шамиль Касымов. Рабочая группа изучила рынок электромобилей в Америке, Европе, Азии. В том числе с выездом в автоконцерны Китая. В конце концов выбор остановили на ведущем отечественном производителе легковых автомобилей - Волжском автозаводе в Тольятти. Созданный на базе популярной «Калины» электромобиль EL LADA неоднократно испытывали на Кавминводах и в Ставрополе. Машина показала себя хорошо: двигалась бесшумно, плавно, легко справлялась с крутыми подъемами и спусками. А запаса хода - 150 километров от одной заправки - вполне хватало для нормальной работы городского такси. Тем более что подзарядить аккумуляторы можно было не только от «медленных» бытовых розеток, но и от специальных «быстрых» электрозаправок, которые уже начали устанавливать на Кавминводах.

В начале 2013 года крупнейшее в Кисловодске пассажирское предприятие «Автоколонна 1721» с помощью краевого бюджета приобрело пять электротакси. В санатории «Солнечный» устроили грандиозную презентацию с участием членов правительства СК. Они уверяли, что эти машины - только первый шаг на пути реализации масштабного экологического проекта. Мол, к лету в Кисловодске уже будут работать около сотни такси на электрической тяге. Увы, не состоялось: по сей день на курорте курсируют только те первые пять электротакси.

Побывавший на днях в Кисловодске руководитель отдела ВАЗа по внедрению электромобилей Сергей Ивлев считает, что темпы распространения экологически чистого автотранспорта зависят от того, насколько жители Кисловодска и власть имущие осознают необходимость сохранить на курорте такой его природный лечебный фактор, как кристально чистый воздух.

- Электромобили у нас есть, мы готовы их поставить в Кисловодск по первому требованию. Но пока только Шамиль Солтанович сделал шаг в правильном направлении.

Финансы поют романсы

Генеральный директор ЗАО «Автоколонна 1721» Шамиль Касымов уверяет, что «эта тема еще не закрыта», но все упирается в финансы. А они поют романсы.

Весьма существенный недостаток электромобилей - их дороговизна. Даже серийная EL LADA стоит 1 миллион 260 тысяч рублей. Но поскольку Ставропольский край и, в частности, Кисловодск первыми решили приобретать отечественные электромобили (в Москве и других мегаполисах используют импортные), руководство ВАЗа установило для нашего региона льготную цену:

- Сегодня мы предлагаем электромобиль базовой комплектации за 960 тысяч рублей, - говорит Сергей Ивлев.

- Плюс к тому краевой бюджет в прошлом году закладывал на каждый электромобиль субсидию в размере 350 тысяч рублей, - уточняет Шамиль Касымов. - Так что конечному потребителю EL LADA обходилась в 610 тысяч.

Однако даже на столь льготных условиях приобрести электромобиль решилось только предприятие, которым руководит Шамиль Касымов. А несколько других автотранспортных предприятий, десятки фирм и сотни индивидуальных предпринимателей заманчивое предложение проигнорировали. Почему?

Увы, экологическое сознание пока еще не стало определяющим вектором поведения большинства кисловодчан. Но главная причина прохладного приема экологически чистого автотранспорта в городе-курорте экономическая. «Калина» с двигателем внутреннего сгорания стоит от 360 тысяч рублей. А ее электрический аналог почти вдвое дороже. Сопоставив цену, любой предприниматель или руководитель предприятия тут же чешет затылок:

- А за счет чего я «отобью» дополнительные расходы на покупку электромобиля?

Чтобы «отбить» затраты на покупку

Эксплуатация автомобиля на электрической тяге дешевле, чем на бензиновой. На 100 километров пути EL LADA расходует электричества на 70 рублей, а «Калина» съедает бензина на 210 р. Экономия ощутимая, но явно недостаточная для восполнения дополнительных затрат в 300 тысяч рублей при покупке авто. Должны быть и другие стимулы, льготы.

- В нашем городе не исполняется Федеральный закон «О такси», - поясняет Шамиль Касымов. - Разрешений на работу такси выдано около 900, а ежедневно «таксуют» более 3000 автомобилей. Не соблюдается регламент ни по цвету такси, ни по качеству обслуживания пассажиров. В этой ситуации сложно говорить, что такси - это бизнес и есть какие-то правила игры.

Не задействована в Кисловодске и ни одна из возможных преференций для экологически чистого автотранспорта. Очевидно, что прежде всего речь должна идти о преимущественном праве обслуживания пассажиров в курортной зоне города. Включая Курортный парк, где имеется 25 километров асфальтированных дорог. Так называемый технологический тран­спорт там и сегодня запросто шныряет между ресторанами и кафе. Так что появление нескольких бесшумных электротакси не нарушит покой отдыхающих и не повлияет на безопасность пешеходов.

Пример преференции иного рода подает мэрия Москвы. Все знают, как быстро и эффективно Сергей Собянин и его команда справились с хаотичными парковками автотранспорта внутри Садового кольца: ввели почасовую оплату за стоянку частных автомобилей и проследили за тем, чтобы муниципальный закон неукоснительно соблюдался. Кисловодск, конечно, далеко не Москва. Но и здесь основная причина хронических автомобильных пробок в центре города - бесконтрольные и бессистемные парковки на всех улицах, переулках и даже на автобусных остановках. Вот если бы администрация Кисловодска вместе с ГИБДД наконец-то устранила это безобразие, введя почасовую плату за парковку, то и город вздохнул бы свободнее, и появилась бы возможность стимулировать владельцев экологически чистых авто. В Москве электромобили можно бесплатно парковать практически в любом месте. А что мешает установить такую льготу в курортном Кисловодске? К сожалению, в администрации Кисловодска находят сотню причин, почему невозможно предоставить преференции экоавтомобилям. Однако всем давно известно: кто хочет делать дело - ищет возможность, кто не хочет - ищет причину.

Троллейбус хорошо, но не для Кисловодска

И все же, если выполнить-таки намеченную программу и пустить на курорте сотню электротакси, радикального улучшения экологической обстановки это не гарантирует. Ибо львиную долю пассажиров перевозит общественный транспорт. А там тоже хватает неразберихи.

Как заявил Шамиль Касымов, схема движения маршруток, за разработку которой в прошлом году город заплатил проектировщикам 1 миллион 470 тысяч рублей, по сегодняшний день практически не осуществлена.

- И это при том, что у нас избыток общественного транспорта, а основные транспортные артерии крайне перегружены…

Транспортных артерий, по которым из въездного района можно напрямик попасть в расположенную на другом конце города курортную зону, в Кисловодске две: проспект Победы и улица Фоменко (плавно переходящая в улицу Кирова). Они идут параллельно друг другу, а между ними на расстоянии от 50 до 200 метров железная дорога. Обе автомобильные дороги загружены до предела. Неудивительно, что над ними частенько стоит смог.

Еще в 80-е годы прошлого века тогдашние отцы города, озабоченные проблемами экологии, плотно обсуждали проект организации троллейбусного движения по проспекту Победы. Но потом сочли, что дело это дорогостоящее и в городе с таким сложным рельефом, как в Кисловодске, не очень эффективное. От проекта отказались, но проблема осталась и с каждым годом становится острее. Многие фирмы в промышленно развитых странах уже давно пытаются сконструировать экономически эффективный автобус на электрической тяге. По словам инженера-конструктора ВАЗа Сергея Ивлева, опытные образцы электроавтобусов уже изготавливают и в нашей стране, на Горьковском автозаводе. Но пока они очень дорогие и не очень эффективные. Коль скоро Кисловодск пока не может осилить покупку даже крохотных EL LADA, то откуда ему наскрести средства на электроавтобусы? Так что надо искать иные пути.

По городу - на рельсовом автобусе

Если автомобильные дороги в Кисловодске предельно загружены, то железная дорога, рассекающая город на две почти равные половины, большую часть дня и ночи пустует. А между тем, по мнению специалистов, она вполне может стать тем спасательным кругом, который удержит город от сползания в пучину транспортного коллапса. Сейчас в пределах города на протяжении шести километров электричка останавливается лишь дважды - на платформе «Минутка» и станции «Кисловодск». А автобусы и маршрутки на параллельных автомагистралях делают по десять остановок. Но даже в таких условиях многие кисловодчане пользуются электричкой, чтобы доехать из одного конца города в другой.

А что если и на железной дороге сделать десять остановок по городу и пустить поезда через каждые пять - десять минут?.. Это вполне реально, если использовать такое современное, безопасное и экологически чистое транспортное средство, как рельсовые автобусы РА-2. Одного-двух РА-2 вполне достаточно, чтобы в пределах Кисловодска перевозить львиную долю пассажиров с немыслимым для автомобильного транспорта комфортом. Тех же, кому потребуется попасть на периферию города, вполне могли бы подвезти дежурящие у остановочных платформ электротакси. А избежать трений с железнодорожниками можно было бы, приобретя рельсовый автобус в собственность Ставропольского края.

Словом, смог над курортом - это не приговор. Было бы желание хозяйственников и воля политических руководителей.

 

 

«Почему забуксовал электромобиль?»
Газета «Ставропольская правда»
5 апреля 2014 года