В Белоруссии увековечат память Риммы Ивановой, будет ли памятник в Ставрополе?
Из статьи «Будет ли снят фильм о Римме?» («СП», 1 июля 2009 г.) Людмила Антоновна узнала о том, что свой подвиг юная героиня совершила в белорусском Полесье, возле деревни Мокрая Дубрава. «Отпевали ее в деревне Доброславка в православном Свято-Троицком храме, – пишет Людмила Антоновна. – Храм является памятником архитектуры деревянного зодчества. Мы решили увековечить память Риммы Ивановой, установив мемориальную доску на фасаде этого храма. При изготовлении памятной доски рядом с эпитафией решили поместить ее портрет, взяв за основу фотографию из вашей статьи. Но качество снимка не позволяет отсканировать его на базальте. Не могли бы вы, если это возможно, выслать фотографию хорошего разрешения (в электронном виде). Мы будем вам очень признательны за это».
Конечно же, мы выполнили просьбу учительницы из Белоруссии и теперь будем с надеждой ждать новой весточки, теперь уже об установлении памятной доски.
Наш читатель знает, что «Ставрополка» не раз писала о Римме Ивановой, в том числе и в этом году, после завершения белорусскими кинематографистами первого документального фильма о ней (за который отдельное спасибо друзьям из Белоруссии!). Тема Первой мировой войны в этом году – в преддверии 100-летия начала «забытой» войны – стала одной из приоритетных для «Ставропольской правды», и мы постараемся еще не раз к ней вернуться. Пока же хочется привести строки из статьи Е. Громовой, упомянутой Л. Андробайло:
«...9 сентября на их участке начались ожесточенные атаки неприятеля. Девушка не успевала перевязывать раны. Враг почти вплотную подошел к русским окопам. Некоторые из солдат в панике стали выскакивать из траншей, чтобы спастись в тылу. Римма не допускала мысли, что рота может отступить и бросить раненых. Но командовать уже было некому – все офицеры убиты или тяжело ранены. Девушка не колебалась. Выскочив из окопа, с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперед. За сестричкой ринулись все способные держать оружие. Тут уже поднялись и другие подразделения, отбросив противника, ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена: смертельно раненная, Римма умерла на руках у солдат...
В советские времена имя национальной героини было почти забыто. Место ее захоронения сровняли с землей, когда кладбище на территории Андреевской церкви было уничтожено. Отрадно, что в настоящее время память о Римме Ивановой возрождена. В ограде храма Андрея Первозванного установлено скромное надгробие на предполагаемом месте ее захоронения. На здании бывшей Ольгинской гимназии (ныне школа-интернат для глухонемых детей) появилась мемориальная доска».
А теперь, добавлю, силами министерства культуры края, целого ряда общественных организаций ведется большая организационная работа по созданию и установлению в Ставрополе памятника героине, пусть хотя бы через сто лет после ее подвига. Связующая нить памяти уже протянулась от далекой белорусской деревни Мокрая Дуброва, земля которой полита кровью Риммы и сотен русских солдат, к Северному Кавказу, к Граду Креста.
Еще же хочу напомнить слова известного ставропольского краеведа Германа Беликова, сказанные им на прошлогоднем круглом столе, посвященном Римме Ивановой: «Мы обидно мало знаем о Первой мировой войне, которую никак нельзя отрывать от судьбы Риммы. Многие друзья Риммы были участниками войны. Их поколение жило в атмосфере той войны. И город Ставрополь жил этой атмосферой, знал героев своего времени, не случайно в нем появлялись улицы Шипкинская, Плевненская, Карская… Были улицы генералов Мачканина, Рослякова, Стефановича… Сегодня при любой попытке вернуть городу те имена возникает протестный шум. Между тем немало у нас названий, абсолютно не имеющих к Ставрополю никакого отношения. Вспоминаю, как мы по малейшим деталям на старых фотографиях устанавливали место захоронения Риммы Ивановой. Нашли. Но давайте же вспомним, что рядом с ней упокоены более ста русских офицеров, похороненных в братской могиле...».
Прислушаемся к знатокам и хранителям отечественной истории и постараемся сделать то, что в наших силах. Так, как это делают в далекой Белоруссии.
28 марта 2014 года