Краевому Управлению Судебного департамента исполнилось 15 лет
Посвященные этому событию торжества пройдут 4 октября, а сегодня на вопросы корреспондента «Ставропольской правды» отвечает его начальник - государственный советник юстиции Российской Федерации 1-го класса Виктор Алексенцев. Он возглавляет УСД с сентября 2004 года.
- Виктор Андреевич! Что было самым главным за эти годы для коллектива, для вас лично?
- Наверное, само создание нашей системы. Вы знаете, что «судебный департамент» - словосочетание явно не новое.
- По ассоциации на ум приходит XIX век, Россия…
- Да, действительно, до Октябрьской революции такой орган в нашей стране был. Правда, он периодически упразднялся (в царской России тоже любили эксперименты) и выполнял, скорее, жандармские функции. А вот когда в современной России появилась потребность в органе, который занимался бы финансовым, материально-техническим обеспечением деятельности судов, организационной работой, подготовкой кадров, исторический опыт и пригодился.
- То есть, можно сказать, что такая потребность появилась тогда, когда Фемиде нужно было обеспечить тылы?..
- Можно сказать. Но я убежден, что мы не тыл, а «первый эшелон» судебной системы. Но не в терминах суть. Напомню историю создания Судебного департамента. В 70 - 90-х годах прошлого века вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в ведении Министерства юстиции и в силу определенных причин оставались на периферии интересов ведомства. Все это негативно сказывалось на качестве осуществления правосудия, порождало многочисленные жалобы, недовольство граждан волокитой при рассмотрении дел судами. Дошло до того, что некоторые слишком предприимчивые коммерческие структуры стали предлагать финансовую помощь судебным органам. Это могло повлечь катастрофические последствия для российской государственности. Судейское сообщество забило тревогу. И в декабре 1997 года Госдума РФ приняла закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации». В соответствии с ним суды вообще освобождаются от всяких обязанностей по организации судебного процесса. И это правильно. Судья как процессуальная фигура не должен думать о том, что нет бумаги, с потолка валится штукатурка, отключены свет и вода. От всех этих забот мы судей освободили.
И это очень важно. С судебной системой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый второй житель России. И это всегда испытание в морально-психологическом плане, которое не зависит от статуса: истец, ответчик, потерпевший, обвиняемий и даже просто свидетель. Мы отвечаем за то, чтобы путь каждого человека к справедливости по закону был понятен и максимально удобен. Сегодня это важнейший государственный приоритет, задача номер один, решением которой мы занимаемся.
- Судебный департамент не имеет прямого отношения к отправлению правосудия. Но ваше ведомство - это механизм, без которого функционирование ни одного ставропольского суда попросту невозможно. Что входит в компетенцию УСД?
- Если коротко, департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирование и обеспечение социальных гарантий мировых судей. Организационное обеспечение включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия… Перечень наших задач занимает не одну страницу.
- Давайте сосредоточимся на основном - строительстве и реконструкции зданий судов общей юрисдикции. Есть ли на Ставрополье сейчас проблема обеспечения судов помещениями надлежащего качества? Ведь всего несколько лет назад она была.
- Думаю, нашим судьям нынче грех жаловаться на условия работы. Один из наших приоритетов - размещение судов в новых, комфортабельных зданиях и использование существующих помещений, обустроенных для создания надлежащих условий работы. Напомню, что вплоть до 2003 года на строительство, реконструкцию, приобретение зданий для судов края денежные средства не выделялись вовсе. Отдел капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений и управления недвижимостью нашего управления был создан в апреле 1999 года, в то время он состоял из двух работников. К 2000 году на баланс было передано 48 зданий и сооружений общей площадью 29340 квадратных метров, четыре из них находились в аварийном состоянии, 22 нуждались в капитальном ремонте, два - в реконструкции.
За прошедшие годы про-изошли большие перемены: Андроповский и Нефтекумский районные суды перемещены в здания, полученные от Центробанка РФ на безвозмездной основе. Аварийное здание суда в Железноводске снесено, а суд разместился в отремонтированном здании бывшей железнодорожной поликлиники. В ходе реконструкции здания Кировского районного суда к нему пристроены дополнительные помещения. На зданиях Апанасенковского, Предгорного, Труновского и Шпаковского судов надстроены мансардные этажи, что увеличило их полезную площадь. На возмездной основе получено одноэтажное здание в городе Георгиевске, что позволило расширить площадь служебных помещений городского суда. Для Степновского районного суда приобретено стоящее рядом здание. Этот перечень можно продолжать и продолжать. Отмечу только, что сейчас суды Ставропольского края занимают площадь более 50 тысяч квадратных метров. С момента образования управления прирост площадей для размещения судов составил 20 тысяч 660 квадратных метров, или 70 процентов. На один судебный состав приходится более 150 квадратных метров, что существенно выше, чем в среднем по стране.
- Виктор Андреевич, а давайте вспомним самые-самые события 15-летней истории управления?
- Давайте. Наша история началась 23 сентября 1998 года, когда был издан приказ Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации о назначении начальника Управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Ставропольском крае. Первым руководителем управления был Виктор Луценко - выпускник Саратовского юридического института, с солидным опытом работы в правоохранительной, судебной системах страны и органах исполнительной власти региона. Под команду Виктора Михайловича встали 30 человек - таков был штат управления.
В 2000 году на Ставрополье, в одном из первых регионов России, введен институт администраторов суда. 20 ноября 2001 года при активном участии управления на Ставрополье введен институт мировых судей - постановлением краевой Думы были назначены первых 34 мировых судьи. В 2005 году в управлении создан отдел по обеспечению деятельности органов судейского сообщества. Через год наша работа была ознаменована неординарным событием не только регионального, но и российского масштаба: появился Дворец правосудия в Ставрополе. Так его жители стали по праву называть современное величественное здание на улице Дзержинского. Надстройка пятого этажа Дворца правосудия и оборудование его подвальных помещений дали возможность в значительной мере решить проблему размещения районных судов краевого центра. В 2007 году управление подключило все суды края к сети Интернет. В каждом суде проведена замена устаревших модемов на новые, высокоскоростные. В 2010 году в ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы все здания районных (городских) судов края были оснащены системами охранного видеонаблюдения, тревожной, охранно-пожарной сигнализацией, стационарными металлообнаружителями. И, конечно, знаковым был 2009 год. Управление обрело собственное административное здание.
- Жить стало легче, жить стало веселее?
- Безусловно. И не только в производственном плане. С марта 2011 года наши сотрудники вели большую работу по сбору материалов и созданию музейных экспозиций, посвященных судьям - ветеранам Великой Отечественной войны и истории органов судейского сообщества края. Были собраны уникальные материалы. А теперь появилась возможность оформить экспозицию, посвященную становлению и развитию управления. И в Кочубеевском районном суде (ваша газета, кстати, об этом писала) был открыт музей истории судебной власти, бесценные экспонаты которого - дань уважения землякам, которые создавали «биографию» своей малой родины. Я могу говорить на тему работы управления еще долго…
- Так что, подытожим?
- За 15 лет бюджетные ассигнования на нужды районных (городских), гарнизонных военных судов и управления в Ставропольском крае увеличились почти в двадцать пять раз: в 1998 году они составили немногим более 50 миллионов рублей, а в 2012 году - 1239 миллионов рублей. Численность судей районного звена возросла в 2,3 раза, работников аппаратов судов - в 2,5 раза, сотрудников управления (с учетом администраторов судов) - в 3,6 раза. Если в 1998 году на балансе 35 районных (городских) судов было 32 комплекта компьютерной техники, то сегодня - 1618, обеспеченность ими составляет 100 процентов. Сейчас ведется работа по замене морально устаревшего оборудования: за девять лет, с 2004 по 2012 год, обновлен 1351 комплект. С 2004 по 2012 год для судебной системы Ставрополья получен 61 новый автомобиль.
- И несколько слов о самом юбилее. Как отмечать будете?
- Пышных торжеств не устраиваем. 15-летие - это повод подвести некоторые итоги. Горжусь тем, что сегодня нет ни одного суда, который управление обошло бы своим вниманием. Уверен: можно сказать, что создание Управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Ставропольском крае позволило в короткий срок поднять на качественно новый уровень организационно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности судов Ставропольского края.
- Виктор Андреевич, хочу напомнить, что не только судов. Если память мне не изменяет, ведь именно по вашей инициативе были введены должности пресс-секретарей в районных судах?
- Было такое дело. В 2004 году краевым судом проводился эксперимент по созданию объединенной пресс-службы судов Ставрополья. О работе по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации я докладывал на коллегии Судебного департамента при Верховном суде РФ в ноябре 2005 года. Тогда же наша инициатива по наделению функциями пресс-секретарей помощников судей была поддержана генеральным директором департамента. И в каждый суд для этих целей в порядке эксперимента было дополнительно выделено 35 единиц. На полосах региональной и местной прессы с участием пресс-секретарей ежегодно публикуется более 2000 статей и информаций о судебных процессах, вынесенных решениях, изменениях в законодательстве, ходе судебной реформы.
2 октября 2013 года