Реально ли воспитать успешных предпринимателей для ставропольской экономики
Итак, реально ли воспитать успешных предпринимателей для региональной экономики и какими качествами должен обладать будущий бизнесмен? Этим вопросам было посвящено первое заседание пресс-клуба «Медиакрай». Кстати, это новая на Ставрополье медиаплощадка, созданная по инициативе Торгово-промышленной палаты СК, «Ставропольской правды» и телеканала «СТВ» для обсуждения экспертами актуальных изменений в экономике региона и России, проблем бизнеса и других деловых тем. На этот раз в разговоре о необходимости воспитания предпринимателей со школьной скамьи приняли участие представители власти, бизнеса, СМИ и молодежных организаций.
Практика показывает: у российской молодежи зачастую нет реального представления о том, как делается бизнес в нашей стране. Лишь единицы, в основном благодаря родителям, имеют какие-то практические навыки. Да и то, констатировал руководитель ассоциации «Молодые предприниматели Ставропольского края» Станислав Киреев, бизнес-проекты молодых, к сожалению, отличаются примитивизмом, рождается и затем воплощается очень мало интересных идей. «Если немного утрировать, то все хотят быть владельцами простых магазинов, рекламных агентств, турфирм или бредят глянцевыми журналами… А это в большинстве случаев сегодня не очень рентабельно», - подчеркнул он.
Действительно, время сейчас дает неплохие возможности практически с нуля начать свое дело почти в любой области, подтвердил Денис Мартынов – резидент бизнес-инкубатора в Ставрополе, который еще в 16 лет пополнил список индивидуальных предпринимателей. А вот удержать бизнес на плаву, по его словам, получается далеко не у всех, и наличие финансов здесь не всегда имеет первостепенное значение. Нередко не хватает знаний, предприимчивости и умения достигать поставленных целей. В продолжение темы вице-президент ТПП СК Борис Оболенец отметил парадоксальность сложившейся в последние годы ситуации. Во многих сферах бизнеса сохраняется острый кадровый дефицит: предприятия все чаще жалуются на нехватку грамотных менеджеров и управленцев, хотя, казалось бы, в количественном отношении специалистов с соответствующим образованием пруд пруди…
Своим видением причин такого парадокса поделился директор центра для одаренных детей «Поиск» Анатолий Жигайлов, указав на ключевую роль школы в подготовке необходимых современной экономике кадров. По его словам, умение оценить свои возможности и оптимально использовать их, предприимчивость и упорство сейчас нужны везде – не только при ведении собственного бизнеса, но и при работе в крупной компании или политике. Ценятся люди, умеющие принимать решения и сознающие свою ответственность за них. А эти качества необходимо формировать уже со школьной скамьи. Как прозвучало, в задачи школы сегодня однозначно должно входить не только обучение, но и формирование личности и подготовка к жизни в обществе, существующем в условиях быстрых изменений и высокой неопределенности. То есть учебные планы должны иметь прямую связь с реальной жизнью и ее запросами. Как уже было сказано, в западных странах наработан серьезный опыт обучения предпринимательству или обучения через предпринимательство. Он может быть полезен для России, однако иностранные образовательные бизнес-программы в силу разных обстоятельств пока сложно адаптировать для отечественной школы, резюмировал А. Жигайлов.
- Давайте посмотрим еще и на окружающую нас действительность, - отметил заместитель председателя комитета Думы края по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Сергей Горло. - Я не уверен, что много молодых людей сейчас искренне хотят стать бизнесменами. Все хорошо понимают, что в будущем им придется столкнуться с очень жесткими правилами игры, где быть честным очень сложно. Потому не секрет, нередко организация своего дела заключается лишь в желании «замутить схему» и «свалить». Зачастую, к сожалению, с бюджетными деньгами...
К слову, о бюджете. Как прозвучало в ходе разговора, на Ставрополье сейчас действует много механизмов господдержки предпринимательских инициатив за счет краевой и федеральной казны. В 2012 году на эти цели планируется потратить более миллиарда рублей. Но очевидно, что бизнес-сообщество и население пока в недостаточной степени информированы о возможностях получить бюджетную помощь на развитие собственного дела. Вероятно, многих также останавливает недоверие к органам власти и нежелание оформлять кипы документов.
Председатель комитета краевой Думы по культуре, молодежной политике, физической культуре и СМИ Елена Бондаренко также напомнила, что помимо механизмов гос-поддержки в регионе реализуется ряд молодежных проектов, в рамках которых школьники и студенты получают гранты на воплощение своих идей. Правда, добавила депутат, ситуацию сильно осложняет тот факт, что нет консолидации между ведомствами даже на краевом уровне: каждое, судя по планам мероприятий, отдельно ведет работу с молодыми предпринимателями, организуя для них семинары, конкурсы и праздники. Может, в качестве первоочередных шагов стоило бы скоординировать усилия, а не распылять бюджетные средства и внимание.
12 октября 2012 года