08:03, 3 ноября 2011 года

Миниатюрные слоны пополнили коллекцию экспонатов краеведческого музея в Ставрополе

Вообще-то его необычное собрание в музейном зале природы появилось еще в 2008 году, когда в рамках проекта «Ставрополье – родина слонов» проводился первый день рождения Слона. Готовя к нему выставку «Слон в моей жизни», музейщики призвали земляков принести всевозможные предметы, так или иначе связанные со слонами. И люди откликнулись, несли вышивки, подушечки, вазочки, мягкие игрушки. Рассказывает научный сотрудник отдела природы – получившая неофициальное «звание» слоновьей мамы Анна Швырева:

- Совершенно случайно вдруг узнаю, что мой давний знакомый Алексей Калмыков владеет замечательной коллекцией мини-скульптур слона. Мы давно сотрудничаем с «Наследием», но я и не подозревала, что Алексей Анатольевич коллекционер. Узнав о его «слоновьем хобби», обратилась с предложением представить его коллекцию на нашей выставке, причем на специальном стенде – «Сто слонов из коллекции Алексея Калмыкова». И она очень понравились посетителям!

Видя такой интерес к миниатюрам, музейщики попросили А. Калмыкова продлить пребывание коллекции в зале. И начали потихоньку, «издалека» разговор на тему: не отдаст ли ее музею вообще. Согласился он не сразу, что вполне понятно: каждому коллекционеру его собрание дорого. А начинал Алексей Анатольевич более десяти лет назад, получив в подарок двух симпатичных слоников, заинтересовался. Узнал из литературы, конечно, много любопытного, например, то, что слоны издавна у разных народов считались символом счастья, что это очень умные, благородные, работящие животные. В процессе изучения стали прибывать в дом коллекционера все новые фигурки с хоботом. Потом подключились друзья и знакомые: стали уже целенаправленно дарить слоников по случаю и без случая. (Единственным условием приема был размер — не больше чем 2 на 4 сантиметра.) Куда кто ни поедет, непременно купит слоника и привезет. Можно, наверное, назвать такое собирательство коллективным. Подобрались постепенно слоны самые разные…

Шло время, миниатюры прижились в музее, никто не проходил мимо. И хозяин коллекции все-таки решил поделиться с музеем своими сокровищами. При том что познавательная функция коллекции, конечно, невелика, ее, скорее, следует назвать художественной…

И все же музейщики считают коллекцию А. Калмыкова очень хорошим пополнением и искренне признательны дарителю. Его собрание уже официально задокументировано в фондах, прошло через все положенные формальные процедуры, в том числе регистрацию в Москве, каждому слоненку присвоен персональный номер!

- Алеше большое спасибо, что он такую красивую, зрелищную коллекцию подарил, – улыбается Анна Константиновна лучистыми синими глазами. «Слоновья мама» как никто чутко ощущает значимость случившегося.

Когда-то, помнится, пресловутые слоники на комодах считались признаком мещанства. Зато еще ранее, до революции, это был символ счастья и прочного домашнего очага: семь слоников олицетворяли смысл семьи – «семь Я». Их изображения вышивали, вырезали, выпиливали, рисовали, лепили… Кстати, сегодня в музее нередко проводятся массовые мероприятия с приглашением школьников города. И какие изготавливают дети замечательные поделки!

Вместе с Анной Константиновной мы любуемся фигурками, расставленными за стеклом. Каждая не просто сувенир, а со своим смыслом и назначением. Вот подсвечники, брелки, магнитики, подставки для карандаша и телефона, есть слон-щеточка, есть слоник, изображающий буддийского божка. Материалы для их изготовления применены самые разные, тут соседствуют слоны из кости, яшмы, гранита, сердолика, бирюзы, нефрита, оникса, стекла, керамики. Вон какие нарядные выстроились красавцы, сразу видно – это индийские. Там, как известно, к этим животным особенно почтительное отношение. Рядом с калмыковским великолепием разместились фигурки, собранные самим музеем: работы гжельских мастеров не спутаешь ни с чьими благодаря знаменитой синей росписи, как и прибалтийских, украсивших слонов попонами, богато усыпанными теплым янтарем.

Между прочим, неподалеку обращает на себя внимание пустующий постамент. Как выяснилось, совсем скоро, 30 ноября – на Всемирный день слонов, – в музее будет праздник, главным событием которого станет презентация… черепа Нюси. Все на Ставрополье сегодня хорошо знают имя второго в биографии А. Швыревой южного ископаемого слона, останки которого обнаружены пять лет назад в одном из карьеров Новоалександровского района. И конечно, будучи в этом зале, нельзя не поинтересоваться дальнейшей судьбой Нюси, косточки которой пока представлены в разобранном, так сказать, виде.

- Череп ее наконец-то готов, – счастливо делится А. Швырева долгожданным известием.

Стоит пояснить, что череп был единственным недостающим звеном в бесценном ново-алексадровском сокровище, сделавшем наш край «родиной слонов». На помощь призвали ставропольского скульптора Геннадия Мясникова, который под чутким научным руководством А. Швыревой работает над воссозданием облика Нюси. Первый вариант черепа был гипсовый и просто неподъемно тяжелый… Потом скульптор подобрал современный пластик с полимерным покрытием, и теперь толщина черепной кости – не более сантиметра.

- Даже я легко поднимаю, – признается «слоновья мама». – Причем очень прочная штука, можно ронять – и ничего не сделается. Наверное, аналогичным способом подновим и бивни…

А вот старшему «братику» Нюси, раскопанному на сорок лет раньше, нынче наконец присвоено имя – Архип. Этому предшествовала целая общественная акция, выдвигались на конкурс разные версии. Автор «Архипа» – учитель из Пятигорска Валентина Петровна Субаева – обосновала свое предложение очень четко: от этого имени веет стариной, слышится и намек на древность – «архи», что перекликается с научным латинским названием вида – «архидискодонт». В итоге слон стал Архипом, а его «крестной» во время прошедшего в музее дня Слона торжественно вручили приз и диплом победителя.

Ну а «несобранную» пока девушку назвали Нюсей еще в ходе археологической экспедиции, хотя в ту пору и не был известен пол слона. К сожалению, на установку всего скелета Нюси целиком пока нет ни «денежек», как деликатно выражается Анна Константиновна, ни достаточного места в музейном зале. Вроде бы кое-что обещает министерство культуры края, ожидается также ответ на заявку на грант президента. Музейщики постарались обосновать ее по всем параметрам, представив Нюсю и как научную и культурную ценность, и как редкость необыкновенную, тем более что все это чистая правда.

Хочется верить, что со временем встанет-таки Нюся рядом с Архипом, а к стенду с миниатюрами А. Калмыкова прибавятся новые оригинальные фигурки слонов, радуя глаз и придавая всему залу особое очарование. Ведь и Анне Швыревой нередко приносят в дар всевозможных слоников, и сама она привезла подходящие сувениры из Англии и Франции, где принимала участие в международных научных конференциях. А недавно, например, ей еще и подушку со слоном подарили!

«Все слоны к нам, на родину!»
Газета «Ставропольская правда»
3 ноября 2011 года