Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса Виктор Алексенцев

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса Виктор Алексенцев

Сегодня это важнейший государственный приоритет, задача номер один, решением которой занимается Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. Управление данного федерального государственного органа в Ставропольском крае возглавляет государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса Виктор Алексенцев. Сегодня он отвечает на вопросы «СП».

– В июле прошлого года вступил в силу закон о судебной информации. Теперь в обязательном порядке в сети Интернет обнародуются все, за редким исключением, судебные акты. Виктор Андреевич, достаточно ли ресурсно обеспечено это направление работы?

– Поскольку Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» принят в декабре 2008 года, время на подготовку было. Следует учесть и тот факт, что информатизация судов начиная с 2002 года осуществляется в рамках федеральных целевых программ. В прошлом году эта работа лишь активизировалась: было закуплено более 600 единиц компьютерной техники, в то время как за предыдущие пять лет – около пятисот. В судах общей юрисдикции задействовано в общей сложности 1117 автоматизированных рабочих мест. В штаты 15 судов края введены должности специалистов по информатизации, в остальных они работают на договорной основе.

Сегодняшний имидж судебной системы – открытость и доступность. Во взаимоотношениях судебной власти и общества это явление, безусловно, знаковое. Кстати, в порядке эксперимента только в нашем управлении создан отдел по связям со средствами массовой информации. Сотрудничество с прессой – это не одолжение, а прямая обязанность работников судебной системы.

– Пожалуй, самым решительным шагом к реальной независимости судебной власти стало ее самостоятельное ресурсное обеспечение...

– Конечно. Из разряда благих пожеланий в конкретное русло судебная реформа перешла только тогда, когда в январе 1998 года вступил в силу федеральный закон о создании нашей структуры и в российском бюджете появилась соответствующая строка. До этого судебная система полностью была отдана на милость исполнительной власти: та и зарплату судьям платила, и расходы финансировала (в основном по остаточному принципу).

– А как суды финансируются сегодня?

– Характерный пример. Только-только мы закончили реконструкцию здания одного из районных судов, в результате которой обеспеченность служебной площадью на один судейский состав была доведена до нормативной, как ко мне обращается его председатель – возникла проблема размещения дополнительного состава суда. Что тут скажешь? Это жизнь – придется решать задачу.

Так что денег всегда будет мало. Однако следует понять главное: в процессе судебно-правовой реформы был создан и осуществлен принципиально новый подход к обеспечению судебной деятельности. Сегодня судейское сообщество само определяет свои потребности и жестко контролирует эффективность бюджетных ассигнований. В прошлом году, например, финансовые запросы 38 судов общей юрисдикции в целом были удовлетворены, причем по сравнению с 2009 годом бюджетные ассигнования увеличились на 30 процентов.

– Федеральные деньги с неба не падают – их надо суметь отстоять…

– Решающую роль здесь играют признанный на федеральном уровне авторитет самого судейского корпуса Ставрополья и личная конструктивная позиция председателя краевого суда Александра Корчагина. В рамках федеральной целевой программы в прошлом году введено в эксплуатацию здание Советского районного суда. Завершены строительно-монтажные работы по реконструкции здания с пристройкой дополнительных административно-бытовых помещений Пятигорского городского суда. Проведен капитальный ремонт Апанасенковского, Андроповского и Кировского районных, а также Георгиевского, Минераловодского, Невинномысского и Нефтекумского городских судов. Ремонтные работы проводились и в зданиях Дворца правосудия Ставрополя, а также Ипатовского, Петровского, Предгорного, Труновского, Туркменского районных судов.

В настоящее время в крае гарантированно и в срок возмещаются судебные расходы участникам судопроизводства – адвокатам, свидетелям, потерпевшим, экспертам и специалистам.

Повышается и эффективность использования бюджетных ассигнований. В 2010 году только в результате снижения цен при размещении заказов на товары, работы и услуги экономия составила более 30 миллионов рублей. Таким образом, финансирование судебной системы Ставрополья на сегодняшний день стабильно надежное. Теперь главная задача – четко просчитывать потребности и оптимизировать расходы.

– Это, очевидно, руководство к действию, прежде всего для администраторов судов? Кстати, насколько оправданным оказалось введение этой должности?

– В нашем крае администраторы стали работать с 2000 года. Многие председатели судов помнят: за материально-бытовой рутиной им головы было не поднять. Когда же администраторы приняли весь груз проблем на себя, руководители судов смогли наконец спокойно заниматься своими прямыми обязанностями. Так что администратор суда – это руководящее должностное лицо, без которого работу служителей Фемиды сегодня невозможно и представить.

– Виктор Андреевич, на одного судью и его помощника в крае в среднем приходится более 143 квадратных метров служебной площади – это много или мало?

– Судите сами: согласно федеральной целевой программе данный показатель в 2011 году должен составлять от 117,8 до 129,9 кв. метра. К слову, для размещения 35 районных (городских) и трех гарнизонных военных судов в крае используются 57 зданий и помещений, общая площадь которых составляет более 47 тысяч квадратных метров.

– На Ставрополье многие здания судов и их благоустроенные территории стали украшениями той местности, где они расположены. Однако не красна изба углами… Насколько комфортна, как сейчас принято говорить, среда обитания участников судопроизводства?

– Поскольку решения выносятся от имени Российской Федерации, в суде должна царить атмосфера державности. В кабинетах судей, залах судебных заседаний есть символы государственной власти – флаг и герб. Все судьи отправляют правосудие в мантиях. Работники аппаратов судов обеспечиваются форменной одеждой. К услугам посетителей – информационные киоски, приемные, в которых можно получить информацию о дате, времени и месте рассмотрения дел, а также копии необходимых документов и т. д.

Сегодня уже разработан, принят и активно внедряется в повседневную практику регламент служебного поведения государственных служащих аппаратов судов и служебный распорядок их деятельности. Теперь, если с посетителем обошлись некорректно, не оказали ему необходимой справочно-консультационной или другой поддержки, он может обжаловать такие действия (или бездействие), в том числе и через сайты судов. Кстати, в прошлом году обращений по такому поводу было уже гораздо меньше. Внимание к качеству кадрового состава определенно дает свои плоды.

– Кадры по-прежнему решают все…

– Это действительно одно из важнейших направлений нашей работы. Сегодня абсолютное большинство судей районных (городских), гарнизонных военных судов и мировых судей – профессионалы высокого класса: 28 из них имеют ученую степень, двое судей носят почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». За последние 12 лет значительно улучшился и качественный состав работников аппаратов судов: если в 1999 году только каждый четвертый из них имел высшее образование, то на начало текущего года этот показатель равен 95 процентам.

Коллективы судов отличает надежный сплав молодости и опыта. Свыше 40 процентов судей находятся в возрасте от 28 до 40 лет, каждый третий имеет 10-летний стаж работы в качестве судьи, каждый шестой трудится в должности более 20 лет. Две трети государственных служащих судов составляют люди в возрасте до сорока лет.

В судебной системе края созданы все условия для непрерывного образования. В прошлом году в Российской академии правосудия и других вузах повысили квалификацию более 200 судей и государственных гражданских служащих аппаратов судов. В Ставропольском краевом суде прошли стажировку 63 судьи.

– Что предпринимается, чтобы исключить возможные угрозы безопасности?

– Оперативная обстановка на Северном Кавказе расслаб-ляться не позволяет. Руководство Судебного департамента учитывает всю сложность ситуации: в прошлом году только на повышение технической укрепленности зданий судов Ставропольскому краю было выделено более 29 миллионов рублей.

Все здания судов круглосуточно охраняются. В рабочее время безопасность обеспечивает Управление Федеральной службы судебных приставов по СК. В нерабочее время здания охраняются ведомственной сторожевой охраной, стационарными постами и вневедомственной охраной милиции, а также военизированной охраной ФГУП «Охрана» МВД РФ. Помещения оборудованы средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения, стационарными и переносными металлообнаружителями. По вопросам безопасности судебной деятельности налажено конструктивное сотрудничество со всеми правоохранительными органами.

– Исходя из масштаба задач и уровня ответственности Управление Судебного департамента при ВС РФ в СК – это не тыл, как принято считать, а «первый эшелон» судебной системы Ставрополья?

– Позиционироваться можно как угодно. Важно другое: ресурсное обеспечение судебной деятельности во многом зависит от эффективного взаимодействия всех структур судебной системы. Потому наиболее значимые результаты работы управления стали возможны только благодаря поддержке со стороны руководства Ставропольского краевого суда и органов судейского сообщества.

На последнем заседании совета судей Ставропольского края вопросы финансового, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения деятельности судов обсуждались в числе основных.

Новый имидж судебной системы / Газета «Ставропольская правда» / 29 марта 2011 г.