Неизвестные работы Сальвадора Дали представлены на выставке в Ставрополе
К таковому, вне всяких сомнений, надо сразу отнести открывшуюся в стенах краевого Музея изобразительных искусств выставку с много говорящим названием: «Сальвадор Дали. Священное послание». Так назвали организаторы экспозицию удивительной коллекции легендарного художника, дав всем нам совершенно необыкновенный шанс познакомиться с таким Дали, которого многие наверняка не знали, а может, даже и не подозревали о таком.
У этой выставки есть еще и весьма серьезная культурно-политическая миссия: 2011 год объявлен Годом Испании в России, напомнила, открывая экспозицию, директор музея Зоя Белая. Надо заметить, что и минувший Год Франции музейщики постарались сделать для публики насыщенно-познавательным. А уж знакомство с «незнакомым» Дали - поистине настоящий рождественский подарок! Кроме того, это еще один из целостных проектов в рамках программы «Имена, которые покорили мир», продолжающейся четвертый год. До этого ставропольский зритель увидел «Сны разума» Франсиско Гойи и не менее интересную серию работ Марка Шагала. И вот - новый взгляд на Священное Писание - взгляд самого неординарного художника мира, как порой величают Дали.
Чувство законной патриотической гордости вызывает тот факт, что именно Ставрополь стал первым российским городом, принявшим у себя уникальную коллекцию. Разве это не есть самое настоящее рождественское чудо, преподнесенное Граду Креста его счастливой звездой?
- Мне кажется, такой шанс выпадает раз в жизни! - говорит один из непосредственных организаторов выставки, арт-директор компании «АртгиТ» (г. Москва) Александр Щеляков, представивший выставочный проект вместе с генеральным директором «АртгиТ» Алексеем Серебренниковым (на снимке).
И с ним сразу хочется согласиться. Потому что при всей необычности творческой палитры Дали, при всей его изрядно раскрученной когда-то скандальности и эпатажности серия из 105 графических рисунков, прибывшая из частной коллекции некоего просвещенного европейца, вызывает по меньшей мере любопытство. А далее стоит дать себе чуть-чуть труда всмотреться в то, что нам предлагают. Поверьте: каждый из нас увидит здесь нечто свое. Не потому что нам все это обязательно понравится. Нет. Наоборот, не исключено, что многое может вызвать либо протест, либо недоумение. Но выставка позволяет каждому зрителю попытаться собственным индивидуальным взором рассмотреть причудливые - все-таки это Дали! - фигуры, контуры, цветовые пятна, сопровождаемые соответствующими цитатами из Библии. В этих небольших и, в общем-то, известных изречениях одна строка выделена особо в качестве «как бы названия» работы, по выражению А. Щелякова. Но он тут же посоветовал не слишком зацикливаться на том, что это «как бы название», потому что оно вроде бы и не название, а своего рода эстетическая игра оформителей, стремившихся создать в музейном зале подходящую атмосферу. В ней витают совместно мысль и дух...
Конечно же, удивляет сам факт обращения в 1959 году итальянского издательства «Ризолли» с предложением подготовить иллюстрации к Ветхому и Новому Завету именно к Сальвадору Дали. Мягко говоря, весьма неожиданный ход, впрочем, получивший благословение Святого Престола. Дали работал над этим проектом четыре года, работал в любимой им смешанной технике - акварель, тушь, гуашь, пастель, карандаш. Это самая масштабная графическая серия в творчестве художника, предполагавшая, несомненно, детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию повествования, но и в скрытые смыслы и истины Великой Книги. Создавалась она вскоре после того, как мир узнал атомную и водородную бомбу. Человечество впервые остро осознало всю хрупкость и уязвимость так называемой цивилизации. Естественно, не мог это не чувствовать столь эмоционально тонкий человек, каким был Дали. Для него это стало величайшим потрясением, и он даже отошел от того стопроцентного понимания сюрреализма, который исповедовал ранее. Дали понял, что в таком хрупком мире надо быть немножко и реалистом!
Верил ли он сам в Бога? Сложно ответить. Он считал себя вне политики и вне времени, хотя - насколько это вообще возможно? С одной стороны, Дали был допущен и к папе римскому, а с другой, случалось, клеймил позором некоторых священников... Впрочем, вряд ли это можно считать его отношением к церкви вообще. Многие исследователи называют эпатажность Дали его маской, этаким прикрытием и, может быть, броней, а истинный внутренний мир его никто никогда не узнает. И наверное, только через такие вот его масштабные работы можно понять, каким сложным и глубоким он был.
По мнению искусствоведов, не только люди продвинутые, знающие творчество Дали, но и каждый зритель откроет для себя принципиально нового Дали, Более того, это обещает стать открытием в изобразительном искусстве в нашей стране. И вообще раздвигает границы нашего представления о творчестве Дали. Кстати, он сам говорил, что его живописные работы - это лишь вершина айсберга, а все остальное - графические произведения. К сожалению, российский зритель практически не знает Дали как иллюстратора. А ведь он иллюстрировал «Дон Кихота» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Старика и море» Хэмингуэя, «Алису в стране чудес» Коруэлла, «Кармен» Мериме, «Фауста» Гете, «Искусство любви» Овидия, «Потерянный рай» Мильтона...
Как видим, художник пропускал через себя огромные литературные пласты. И приехавшее к нам «Священное послание» буквально разбивает прежние стереотипы восприятия Сальвадора Дали - легендарного, непостижимого, зачаровывающего, поражающего... По сути, нас ждет открытие даже и не художника, пускай и гениального, а личности, что, согласитесь, всегда интересно и полезно. Насколько «дошло» его искусство до массового зрителя - вопрос риторический. На него каждый ответит себе сам.
Представленная коллекция взята организаторами напрокат на два года, в течение которых выставка проедет по 12 городам России. Уровень качества устроители гарантируют и подтверждают сертификатами Министерства культуры России и Европейского сообщества. Что не случайно: в мире существует много художественных подделок, и тема фальсификаций весьма важна. Так что даже и с этой точки зрения выставка - событие действительно подлинное и значительное. Изысканный подарок к Рождеству.
6 января 2011 года