Депутат Роман Савичев: Не нужно ставить «вредные» штампы
Очень важно, что для этой масштабной комплексной деятельности удалось оперативно консолидировать усилия правоохранительных органов, а также исполнительной и законодательной власти региона. Непростая оперативная обстановка предъявляет особые требования к эффективности работы этой связки. И пока, по мнению депутата Думы края, члена комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Р. Савичева, ситуацию удается держать под контролем.
- Роман Валерьевич, сейчас нередко можно услышать мнение, которое «навязывают» даже некоторые СМИ: мол на Ставрополье ухудшилась криминогенная обстановка, что неразрывно связано с его включением в состав Северо-Кавказского федерального округа…
- Категорически не согласен с подобными утверждениями. Прежде всего, считаю, такие масштабные выводы можно делать только по прошествии определенного времени. Ведь еще даже не минул год с момента формирования СКФО, и отрезок в несколько месяцев не может «высветить» какие-то хронические тенденции. Сегодняшние оперативные сводки не говорят о всплеске преступности, а статистические данные по миграции населения не свидетельствуют о том, что на Ставрополье хлынули волны переселенцев. Все как обычно... Ну даже если, допустим, вернется край в состав ЮФО, что изменится? Мы же не перенесем границы, и в край точно так же будут въезжать граждане России из любых территорий, желающие здесь учиться, жить и работать... Помимо этого я твердо уверен: создание нового округа с центром на Ставрополье пошло только на пользу нашему региону во всех отношениях. Это открывает перед ним большие возможности для экономического и социального роста. Вспомните, как краю было непросто попасть в какую-нибудь федеральную целевую программу. А теперь Ставрополье - основной локомотив стратегии развития целого округа. И это далеко не один плюс.
В продолжение заданного мне вопроса вы, наверное, вспомните о регулярно появляющихся сообщениях о конфликтах и стычках с участием людей разных национальностей... На мой взгляд, ко всему этому надо относиться очень осторожно и взвешенно. С экранов телевизоров и газетных страниц хлынул поток информации о межэтническом подтексте чуть ли не в каждом случае. И безусловно, это засилье негатива, груз тяжелых новостей способны вогнать население в депрессию и посеять вражду. Отсутствие позитива, которого на самом деле в современной жизни тоже немало, влечет развитие новых страхов в общественном сознании. Такая нездоровая среда порождает всевозможные «фантазии». Вот и банальная бытовая уголовщина еще до выводов официальных ведомств быстро получает «штамп» межнационального столкновения. Хотя такие конфликты, постоянно подчеркивают эксперты, рождаются куда уж из более серьезных поводов, чем хмельные выяснения «кто прав и кто круче». Понятно, что об ущемлении прав наций хулиганы даже не задумываются...
При этом, конечно, было бы глупо говорить, что никаких угроз безопасности не существует. Исключать возможность совершения преступлений террористической или экстремистской направленности нельзя. И в крае на всех уровнях есть четкое понимание этого.
- Знаю, что в силу своей деятельности вы внимательно отслеживаете события на правовом поле региона. В связи со вступлением в силу закона «О полиции» российские органы внутренних дел ждет, скажем так, некий перестроечный этап, ведь новые реалии не сразу полноценно войдут в жизнь. На ваш взгляд, не ослабит ли этот фактор контроль правоохранителей за оперативной обстановкой?
- Вряд ли, хотя много говорится о том, что предстоящая пара лет будет сложной. Самое главное здесь, по моему мнению, что реализация закона «О полиции» сделает неизбежными давно назревшие перемены. Это преобразование должно качественно отличаться от всех предыдущих реформ, к сожалению, так и не принесших желаемого результата. В этом плане нельзя, к примеру, не учитывать тот факт, что судьбоносное для российской милиции решение было принято не кулуарно. С проектом закона все желающие могли не только ознакомиться, но и внести свои предложения и замечания. Многие из них, если сравнивать редакции законопроекта, федеральной властью были учтены. В документе нашли отражение такие ключевые моменты, как повышение эффективности оперативно-служебной деятельности, укрепление доверия населения к органам правопорядка, повышение социальной защиты сотрудников системы органов внутренних дел.
Кроме того, нельзя забывать о том, что качество работы того или иного ведомства во многом зависит от личности его руководителя. Так, вспомним о работе экс-начальника ГУВД по Ставропольскому краю, а ныне депутата Государственной Думы России Николая Гончарова. Он четыре с половиной года руководил ставропольской милицией, ему удалось значительно улучшить показатели оперативно-служебной деятельности, достичь заметных результатов в борьбе с преступностью. Николай Владимирович также участвовал в разработке ряда законов и нормативных актов, направленных на стабилизацию криминогенной ситуации в регионе.
С недавно назначенным начальником ГУВД по краю, генерал-лейтенантом Александром Горовым я пока не знаком, однако в скором времени собираюсь записаться к нему на личный прием. Намереваюсь обсудить несколько конкретных проблемных ситуаций в районах Ставрополья. Если судить по первыми выступлениям Александра Владимировича в ставропольской прессе, в том числе в пресс-клубе «Ставропольской правды», можно сделать вывод, что он понимает специфику региона, попавшего в зону его ответственности. Здесь правоохранительные службы и органы власти работают в напряженном режиме, и очень важно, чтобы управление внутренних дел оставалось сильным звеном. Мне, например, импонирует, что среди заявленных А. Горовым приоритетов в работе - профилактика преступлений в молодежной среде. И депутатский корпус Ставрополья обязательно окажет всю необходимую поддержку.
- Вы неоднократно в своих выступлениях заявляли о том, что финансирование деятельности Главного управления внутренних дел по СК должно быть увеличено. И вот в следующем году на исполнение полномочий ведомство получит более солидную сумму, чем в 2010-м...
- Вопрос недофинансирования однозначно не потеряет актуальности еще несколько ближайших лет. По-быстрому не получится избавиться от копившихся годами проблем. Вспомним, что российские правоохранители пережили много пертурбаций: у них не раз забирали некоторые функции, при этом возлагали множество дополнительных обязанностей, из подчинения выводились службы и ведомства, хотя нагрузка этих структур частично осталась «висеть» на милиции. Между тем необходимость выполнения ею целого комплекса задач не подкреплялась ресурсами - финансовыми, материальными и кадровыми. Все это в итоге породило немало изъянов право-охранительной системы страны, которым теперь объявлена бескомпромиссная борьба.
И чего уж скрывать, наблюдался некоторый беспорядок и в правовом поле. Тут вспоминается пример из краевой законодательной практики. Несколько лет подряд закон о бюджете Ставрополья в пунктах, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, разнился с федеральным законодательством. Ситуация, если говорить вкратце, получалась такая: в законе значилось, что средства краевого бюджета, предусмотренные Главному управлению внутренних дел по СК, направляются на финансирование подразделений милиции общественной безопасности. Ключевыми здесь являются слова «финансирование подразделений». Фактически эта фраза подразумевала исключительно обеспечение оплаты труда милиционеров. И здесь сразу возникает вопрос о том, возможен ли этот труд без денег на обмундирование, транспорт, средства связи, оружие, обустройство служебных помещений и т. д. Спорная формулировка из года в год кочевала из одного проекта бюджета в другой. Конечно, дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, инспекции по безопасности дорожного движения и участковые инспекторы на Ставрополье не оставались без материально-технического обеспечения. ГУВД по СК закупало все необходимое из выделяемых краевой казной средств. Однако позже проверяющие органы вполне справедливо квалифицировали эти действия как нецелевое использование средств… И только в прошлом году депутатам - я был одним из авторов соответствующей поправки в краевой закон - удалось устранить расхождение регионального и федерального законодательства.
Особо подчеркну, что реализация упомянутого закона «О полиции», который в числе прочего предусматривает повышение социальной защиты и материального содержания сотрудников МВД, должна сделать работу в органах внутренних дел престижной, а соответственно, и достойно оплачиваемой. В этой связи радует, что в 2011 году краевой бюджет сможет на 6,5 процента проиндексировать денежное довольствие работников правоохранительных органов. Но этого недостаточно для решения тех задач, на которые нацелена реформа, потому в последующие годы ставропольской казне необходимо будет изыскивать дополнительные ресурсы.
- Напоследок спрошу о том, какие из законов, принятых нынешним созывом Думы края, по вашему мнению, способствуют стабилизации обстановки и поддержанию общественного порядка на Ставрополье?
- Главная задача правоохранительных органов сводится к тому, чтобы выявлять конкретные преступления. Но и у региональной власти – исполнительной и законодательной – не менее ответственная миссия. Она заключается в том, чтобы по максимуму исключить условия, порождающие терроризм, экстремизм, коррупцию, которые порой тесно переплетаются. Потому не могу не вспомнить о краевом законе о противодействии коррупции. Он неоднократно подвергался критике, однако в совокупности с принятой правительством региона программой, я уверен, даст определенный эффект.
Если говорить о безопасности, не менее важным является совершенствование депутатским корпусом законодательства о казачестве, нашумевший в свое время закон о так называемом «комендантском часе» для подростков. К слову, я был одним из противников существенного увеличения санкций за нарушение этого закона. Крупные штрафы способствовали бы в первую очередь росту коррупции. К примеру, нет ведь гарантии того, что проверяющие «в конверте» будут брать меньшие суммы, чем предусмотрено официальными санкциями. Да и не трудно «организовать» сценарии, когда засланные подростки будут веселиться в питейных заведениях аккурат во время проверки. Развитие подобных событий, провоцирующих коррупцию, краевые депутаты стараются предугадывать и исключать на стадии подготовки всех законопроектов.
28 декабря 2010 года