Алексей Селюков определил задачи омбудсмена Ставрополья
Выбор, безусловно, единственно правильный – среди других соискателей поста омбудсмена было немало авторитетных и уважаемых людей, но другого такого, как Алексей Иванович, сочетающего в себе все лучшие «составляющие» правозащитника, начиная от высочайшего юридического профессионализма и заканчивая безупречными личностными качествами, не нашлось. И, с одной стороны, это настораживает: отсутствие политически не ангажированной, юридически грамотной и гуманной кандидатуры- альтернативы нынешнему уполномоченному в крае нет. Что говорит отнюдь не в пользу ставропольских общественных институтов. С другой стороны, радует – ведь А. Селюков за восемь лет своей деятельности в качестве омбудсмена завоевал беспрекословный авторитет не только у жителей края, но и у тех, кто ими руководит.
Завтра – первый день нового, третьего срока А. Селюкова в качестве ставропольского омбудсмена. Накануне этой даты он провел пресс-конференцию, на которой рассказал журналистам о том, какие задачи намерен решить в ближайшем будущем и какие меры принять для повышения эффективности правозащитной деятельности в крае.
Первоочередной задачей, которая стоит перед аппаратом уполномоченного по правам человека, Алексей Селюков назвал контроль над тем, как региональные и муниципальные структуры реагируют на обращения граждан.
- Несмотря на то, что в 2006 году был принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», регулирующий правоотношения человека и органов власти, принципиальных изменений в отношении чиновников к обращениям людей не произошло. Жалобы и просьбы так зачастую и остаются без ответа и должной реакции, бумаги месяцами «ходят по кругу» или теряются в инстанциях. В результате у человека, пытавшегося с помощью обращения в инстанции добиться справедливости и решить свою проблему, после тщетных попыток «достучаться» до власти возникает чувство недоверия к государству в целом. Поэтому, пользуясь полномочиями, которые предоставляет нам закон об уполномоченном, наш аппарат будет проводить проверку состояния работы с обращениями граждан в тех или иных региональных или муниципальных структурах, на волокиту в которых будут жаловаться люди. О результатах будем информировать компетентные органы и ставить вопрос об ответственности должностных лиц, по вине которых не исполняется закон.
Вторую задачу А. Селюков определил как искоренение правового нигилизма среди населения. Впрочем, пропаганда правовых знаний и правозащитной культуры всегда была приоритетным направлением деятельности ставропольского омбудсмена. Ведь особенность российского народа заключается в том, что он в большинстве случаев не любит никуда обращаться с жалобами. Потому что исторически сложилось недоверие к власти. Но сейчас А. Селюков намерен усилить помощь неграмотному в правовом отношении населению: этим занимаются и юридические клиники, созданные при содействии аппарата уполномоченного при вузах краевого центра, и помощь самих сотрудников аппарата в написании заявлений, жалоб, ходатайств для людей, которые сами не могут это сделать.
- Хотя в законе об уполномоченном и не указано, что мы должны оказывать людям так называемую техническую помощь в составлении документов, я думаю, что наши кадровые ресурсы это сделать позволяют, – отметил А. Селюков. – Ведь от правильной формулировки обращений, «отслеживании» его поэтапного прохождения по инстанциям зависит конечный результат. К тому же мы убедились, что, когда мы помогаем гражданину отстаивать свои права, шансы на успех гораздо выше.
Еще одна мечта Алексея Селюкова – создание правозащитного центра, объединяющего все территории СКФО. Института, способного не только сплотить всех уполномоченных из субъектов округа, но и иные общественные правозащитные организации. В частности, говорит А. Селюков, давно нужно решить такую проблему, как защита прав потерпевших от преступлений. Ведь на сегодняшний день эта категория людей – самая незащищенная в правовом смысле. Если подсудимому гарантирован адвокат в судебном процессе, отстаивающий интересы своего доверителя, то у потерпевшего такой привилегии нет. Например, защитника или юридическую консультацию он может получить только за плату, а добиваться возмещения материального или морального вреда, причиненных преступлением, зачастую приходится не в рамках уголовного судебного процесса, а в порядке гражданского судопроизводства. К тому же следствие и гособвинение, бывает, не слишком заботятся об отстаивании прав потерпевшего, для них главное – чтобы суд вынес обвинительный приговор в отношении преступника.
- И еще одна наша задача, – подвел итог встречи А. Селюков, – предавать с помощью СМИ гласности и выносить на суд общественности все факты нарушения прав человека и результат борьбы по восстановлению справедливости. Ведь, как показывает практика, когда к разрешению проблемы подключаются газеты, телевидение и радио, дело гораздо живее трогается с мертвой точки.
6 июля 2010 года