00:00, 22 января 2010 года

Записки молодого участкового милиционера

Я тогда еще не был участковым. Юноша, рассекавший на тяжелом мотоцикле без света, задел женщину, а затем и ее мужа. В ответ на замечание ударил дядьку бейсбольной битой по голове. Тот потерял сознание. А когда очнулся, так накостылял обидчику, что того увезли в больницу. Наутро мамочка недоросля пришла с требованием возбудить против казака уголовное дело: дескать, превысил правила необходимой обороны. Мой предшественник и прибывшие на место районные оперативники разобрались по справедливости.

Но… тогдашний участковый был не местным и, хотя население знал досконально, не был связан с жителями родственными узами. Мне же работать и проще, и сложнее. Проще — потому, что вырос в этой станице. Знаю всех и вся. Недостатка в информации не испытываю. Частенько узнаю о готовящемся преступлении задолго до его осуществления. И сложнее: тот – сват, тот – брат, тот – одноклассник… Случаются и у них срывы. Когда наказываешь – обижаются. Как переубедить? Сказать, что «братания» не будет? Тогда на кого опереться?

Можно, согласно ведомственным рекомендациям, организовать добровольную дружину по охране общественного порядка. Но опять–таки «но»… Кто в нее пойдет? У предшественника был более чем двадцатилетний опыт работы. Он такую дружину создал. Из возрождающегося казачества. И улицы патрулировали, и дискотеки контролировали. А закончилось все тем, что одного из членов этой дружины жестоко избили хулиганы. Получил сотрясение мозга. Лечился за собственный счет. Виновные свое получили. А что толку? Дружина распалась: кому хочется лоб подставлять, не имея ни социальных, ни правовых гарантий?

Есть добровольцы и у меня: в основном мои одногодки, воспитывающие детей и небезразличные к обстановке в станице. Они готовы хоть завтра выйти на улицы. Но все упирается в ту же стену – отсутствие правовых гарантий. Ни милиция, ни местные власти никак не могут определиться…

***

…В субботу около 23 часов у ДК вновь состоялась молодежная потасовка. Пьяные мальчишки шли «стенка на стенку». Да и мы, будучи подростками, и дрались, и пивка себе выпить позволяли (вдали от глаз взрослых). Но стоило только «дядьке» шугануть малолеток, разбегались, как тараканы: отец узнает, штаны снимет и ремнем шкуру спустит…

Нынешних дебоширов удалось успокоить только силовыми приемами. И то не сразу. «Вожак» (уже имеющий условный срок) сразу сник: «Отпустите, я больше не буду…». Другие пытались покуражиться. Но тут подоспел мой штатный помощник. Притихли и разбежались…

Подчеркну: все случилось после «детского» часа, когда подростки должны были находиться в постелях. Но у нас закон – одно дело, а реальность – совсем другое. Инструкции до конца не прописаны. Сами посудите: дискотека в ДК длится до ноля часов тридцати минут. А «детский» час начинается с десяти. Основной контингент на танцах – школьники, им еще и шестнадцати нет. Местные и районные власти должны все эти проблемы утрясти, а потом чего–то требовать от участковых. Или я неправ?

Представьте, задержал нескольких недорослей в неположенное время и в неположенном месте. Куда их везти? К ним домой? Так родители по телефону отвечают: «Мы уже спим, беспокоить не имеете права…». Немалая часть родителей (зачастую проспавшись) реагирует так: мол, вам лишь бы галочку в деле поставить, да кого–то на учет взять. А сами на своих чад влиять не пытаются.

Это не выдумка – печальная действительность. И от нее никуда не деться. Ведь к приему несовершеннолетних, от которых папы и мамы, по сути, отказываются, райотделы милиции тоже пока не готовы. И готовы будут не скоро…

***

Сейчас по телевидению и радио много говорят о возрождении нравственности. Мол, надо срочно вводить в школах предметы основ религиозной культуры, тогда у нас в обществе все получится. По–моему, поздновато спохватились: такие понятия, как «честь», «совесть», «товарищество», «уважение к старшим», за двадцать лет канули в Лету. Ныне мы начали жить по другим – воровским «понятиям». Где человек человеку – волк. Где главенствуют доллар и рубль. И я с сожалением вспоминаю о пионерских и комсомольских организациях, где были не только горны и барабаны, и не только единомыслие и хождение общим строем.

Кто из вас видел пьяного пионера?

P.S. А настоящего имени этого участкового я вам (по его просьбе) не назову. Хотя искренне надеюсь, что молодые офицеры милиции, стоящие на страже закона в сельских населенных пунктах края, поделятся со «Ставрополкой» своими проблемами. Пусть даже не называя своих имен и фамилий. И со своей «колокольни»…

«Кому охота лоб подставлять?»
Газета «Ставропольская правда»
22 января 2010 года