Троллейбусное предприятие Ставрополя не платит за элекроэнергию
Напомним, что ОАО появилось около двух лет назад на базе изрядно задолжавшего налоговикам, Пенсионному фонду, энергетикам и наконец своему коллективу троллейбусного парка, находившегося в ведении муниципалитета. Однако так называемое замещение активов должника, продажа на торгах его акций ожидаемого эффекта не принесли – жизнь «с чистого листа» по каким-то причинам не задалась. Это видно любому горожанину хотя бы по тому, что из двенадцати прежних маршрутов ныне обслуживается ровно половина, а троллейбусы работают на линиях всего до 18 - 20 часов.
Воскресшее предприятие в считанные месяцы снова оказалось в долговой яме. При этом ставропольские энергетики убеждены, что именно они становятся — уже не в первый раз — заложниками этой ситуации. И потому вынуждены вновь объявлять о возможном введении ограничений поставок электроэнергии троллейбусному парку.
Как пояснил на заседании пресс-клуба «Ставропольской правды» генеральный директор ОАО «Ставропольэнергосбыт» Борис Остапченко, долговой шлейф за предприятием тянется давно. Проблема задолженности троллейбусного парка перед компанией была актуальна и более года назад. Однако если в прошлом году предприятие хоть и не в полном объеме, но время от времени оплачивало счета за электроэнергию, то уже год энергетики не получают ни копейки. В итоге на текущий момент долг троллейбусного парка превысил 33 миллиона рублей.
– Во избежание того, чтобы «Ставропольэнергосбыту» городские власти не предъявляли претензий, что энергетики пытаются обанкротить молодое предприятие, мы долгое время шли на уступки, – отметил Б. Остапченко. – В частности, в процессе переговоров была достигнута договоренность о том, что имеющаяся на конец июня задолженность в 19 миллионов рублей будет на некоторое время заморожена, и троллейбусный парк начнет хотя бы погашать текущие платежи за электроэнергию. А администрация предприятия и город изыскали бы варианты расчета с нами.
К предприятию не были применены штрафные санкции, чтобы не парализовать работу троллейбусов и не лишать жителей краевого центра возможности пользоваться дешевым и экологически чистым видом транспорта. Более того, до сих пор не был дан «зеленый свет» и исполнительному листу на 13 миллионов рублей. Это судебное решение может в очередной раз «похоронить» троллейбусный парк. Между тем другая сторона – руководство предприятия и городские власти – отвечала лишь молчанием, избегая переговоров, встреч и оставляя даже без формальных ответов многочисленные запросы и письма энергетиков.
Потому нынешняя ситуация просто вынуждает их приступать к действиям – готовить иски в суд о взыскании оставшейся задолженности и на вполне законных основаниях пускать в ход рубильник, что, как показывает практика, оказывается при подобном положении наиболее эффективным средством. И такая логика в данном случае понятна: если перспектив по погашению долгов не видно, зачем копить новые и, соответственно, делать яму более глубокой?..
Нули в расчетах с поставщиками электроэнергии городские чиновники объясняют сложным финансовым положением троллейбусного предприятия. Дескать, в начале года администрация Ставрополя взяла на себя управление парком, однако доставшиеся в наследство накопленные ранее долги по налогам и зарплате просто не позволяют расплачиваться по текущим статьям.
В результате получается, что сложившееся положение дел свидетельствует о серьезном просчете, в свое время допущенном прежней командой городской власти. Как и предсказывали многие специалисты, в «свободном плавании» предприятию, подобному троллейбусному парку, который в принципе не может быть прибыльным, не выжить. Потому нынешняя администрация Ставрополя, намеренная сохранить городские троллейбусы и не допустить увольнения почти пятисот работников, вынуждена оперативно проводить операцию по возвращению предприятия в ведение муниципалитета. Как сообщил на заседании пресс-клуба «СП» первый заместитель директора комитета городского хозяйства администрации краевого центра Роман Марченко, в арбитраже края сейчас находятся два иска. А именно – власти Ставрополя пытаются доказать ничтожность сделки по передаче имущественного комплекса муниципального предприятия в ОАО и признать незаконным договор купли-продажи акций.
К слову, как писала «СП», ранее администрация Ставрополя так и не воспользовалась выделенными краем ста миллионами рублей на приобретение муниципалитетом акций ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». На эти деньги были закуплены автобусы…
– Мы в очередной раз готовы войти в положение и дать возможность троллейбусному парку вернуться к нормальной жизни, – продолжил разъяснять позицию энергетиков Б. Остапченко. – Но мы настаиваем на одном-единственном условии: текущее потребление ресурсов предприятие должно оплачивать уже с ноября. А по поводу погашения 30-миллионного долга придется начинать новые конструктивные переговоры.
Главным итогом разговора в рамках заседания пресс-клуба «СП» стала предварительная договоренность между комитетом городского хозяйства администрации Ставрополя и энергетиками о том, что уже с текущего месяца троллейбусное предприятие будет платить за электроэнергию. В противном случае подстанции уже на следующей неделе могут оказаться обесточенными…
* * *
Добавим, что троллейбусный парк краевого центра, к сожалению, не единственный глубокий должник перед энергопоставщиками. Немало беспокойств последним доставляет давно переставший платить по счетам ставропольский завод «Красный металлист». Его задолженность к настоящему моменту уже превысила 9 миллионов рублей. Контакта с руководством предприятия этого «Ставропольэнергосбыту», как и многим другим кредиторам, на протяжении долгого времени установить не удалось. Но завод не мог быть отключен от электричества, так как через его сети «питались» добросовестные потребители, причем в основном – объекты социальной сферы. Однако, сообщил журналистам Б. Остапченко, энергетиками проведена определенная работа, и буквально на следующей неделе остальных потребителей можно будет «запитать» по другим сетям без каких-либо неудобств и ущерба для них. Подача же электроэнергии на «Красный металлист» может быть прекращена.
27 ноября 2009 года