00:00, 6 февраля 2009 года

Троллейбусный парк Ставрополя снова на грани банкротства

Напомним, к тому времени он как раз пережил банкротство, и «умершее» в долговой яме муниципальное троллейбусное предприятие первого января прошлого года воскресло уже в форме ОАО. Тем не менее, вопреки оптимистичным заявлениям чиновников, жизнь «с чистого листа» у новоявленного акционерного общества почти сразу не задалась. И вот теперь – через год – очередной кризис: в связи с ограничениями поставок электроэнергии «рогатые» стали ездить по «усеченным» маршрутам. Долги троллейбусного парка за свет ныне составляют без малого десять с половиной миллионов рублей.

Безусловно, энергетиков, порой пускающих в ход рубильник, в последнее время не ругает только ленивый. Однако здесь, заметим, несколько иная ситуация: энергетики, невольно оказавшись в заложниках сложившихся обстоятельств, терпели почти год.

Как пояснил на заседании пресс-клуба «Ставропольской правды» генеральный директор ОАО «Ставропольэнергосбыт» Борис Остапченко, начиная с января прошлого года ни за один месяц троллейбусный парк полностью не оплачивал счета за электроэнергию. Однако если поначалу долги росли незначительно и исчислялись сотнями тысяч рублей, то с августа ситуация резко усугубилась. Менее чем за полгода задолженность «рогатых» за свет выросла с 1,7 миллиона рублей до 10,5 миллиона. Все это время энергетиками неоднократно переносились сроки погашения долга, составлялись соответствующие графики, а переговоры то и дело «приправлялись» обещаниями городских властей и руководства троллейбусного предприятия вот-вот исполнить обязательства и заплатить.

В итоге, как подчеркнул генеральный директор ОАО «Горэлектросеть» Алексей Письменный, ни один из посулов не претворился в жизнь. Потому было принято решение о постепенном ограничении поставок электроэнергии. Сначала было отключено резервное питание, через несколько дней обесточенными оказались диспетчерские, а с начала февраля – и несколько тяговых подстанций. Логика энергетиков, в общем-то, понятна: если предприятие не видит перспектив сокращения накопленных долгов, то к чему стремительно копить новые?

А перспективы, подтвердил генеральный директор троллейбусного предприятия Сергей Кобзарь, действительно туманны. Нынешний девятирублевый тариф не позволяет надеяться даже на мизерную прибыль. Себестоимость перевозки пассажира, по его словам, ныне приблизилась к тринадцати рублям. Месячной выручки еле хватает на зарплату рабочим, да и та уже выплачивается с некоторой задержкой. При этом должен троллейбусный парк Ставрополя не только энергетикам, в этом же списке налоговики, Пенсионный фонд и другие. Словом, ситуация практически не отличается от той, когда предприятие банкротилось в первый раз.

Кстати, мнения о том, что, по всей видимости, эту процедуру придется повторить, уже прозвучали на краевом уровне. Полностью согласен с ними и С. Кобзарь. По его словам, без помощи из муниципальной или краевой казны ставропольских «рогатых», по сути, ждет смерть… К слову, если размышлять о том, почему троллейбусное предприятие оказалось в таком безвыходном положении, стоит вернуться к другим громким заявлениям, раздававшимся в прошлом году, когда судьба городского троллейбуса серьезно заинтересовала и правительство, и парламент края.

После того как на торгах в феврале стопроцентный пакет акций троллейбусного предприятия перешел к ООО «Ставлайн», специализирующемуся на внутригородских пассажирских перевозках, власти Ставрополя публично заявили о своем желании вновь заботиться о «рогатых» и намерении выкупить акции, мол, иначе с троллейбусом горожанам придется проститься. Однако ремарка была такова: столь внушительную покупку бюджет города просто не потянет. Обо всем этом тогда живо сообщили СМИ.

Что в итоге? Троллейбусный парк к настоящему времени уже в собственности другого юрлица (некой фирмы «Ставропольторг»), горадминистрация же явно отдает предпочтение развитию автобусных и маршрутных перевозок. И это при том, что в июле 2008 года правительство СК выделило городу «на целевое использование» сто миллионов рублей на приобретение в муниципальную собственность ста процентов акций ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». Но, как в конце прошлого года установила краевая Счетная палата, денежные средства так и остались на лицевом счете комитета по управлению муниципальным имуществом Ставрополя.

– И все же городские власти не должны открещиваться от троллейбусного парка, даже если он в частной собственности, – говорит начальник отдела транспорта краевого министерства промышленности Владимир Костюков. – Ведь организация транспортного обслуживания горожан — исключительная прерогатива муниципалитета. Троллейбусные перевозки изначально требуют дотаций, и в тех российских городах, где «рогатые» живы, они получают помощь из бюджета. Это же не только экологически чистый вид транспорта. Троллейбусы намного медленнее автобусов изнашиваются. Но Ставрополь, к сожалению, может постигнуть печальная судьба Самары, Архангельска, где невнимание властей привело к исчезновению троллейбусов с городских улиц.

А это, подчеркнул В. Костюков, нелогично уже потому, что в городе создана довольно мощная троллейбусная инфраструктура, которая может выдержать еще более серьезную нагрузку, чем была в последние годы.

Уверена, многие заметят, мол, не нужны уже и без того переполненному транспортом городу «рогатые». Их сейчас успешно заменили маршрутки, став при этом не только самым массовым, но и самым опасным и неуправляемым видом общественного транспорта. Но, наверное, не будет лишним напомнить, что маршрутные такси так или иначе являются атрибутом стран третьего мира. И Ставрополь на самом деле теряет довольно выгодный транспорт, отличающийся внушительной вместимостью и экологической чистотой. На фоне Европы, которая, озаботившись экологией и безопасностью, стала возвращать в города электрифицированный пассажирский транспорт, мы от «рогатого» всеми способами отказываемся…

Очевидно, что ситуация в Ставрополе «не разрулится», пока троллейбусный парк не погасит долги перед энергетиками. А комитет городского хозяйства администрации Ставрополя недавно сообщил, что в спор хозяйствующих субъектов вмешиваться он больше не намерен. Так что с высокой долей вероятности можно представить сценарий дальнейшего развития событий: это иски в суд о взыскании долгов и в конце концов очередное банкротство…

P.S. Вчера в результате напряженных переговоров властям Ставрополя удалось убедить ОАО «Горэлектросеть» не вводить дальнейшие ограничения в поставках электроэнергии для троллейбусного парка до 20 февраля. «Рогатые» выедут на городские улицы, но маршруты их будут по-прежнему «усеченными».

«Напрасное воскрешение»
Газета «Ставропольская правда»
6 февраля 2009 года