Доступность жилья молодым семьям сомнительна
Участники заседания, рассказывая об опыте того или иного южного региона, указывали на несколько принципиальных моментов, которые требуют оперативного разрешения. Прежде всего стоит сказать о том, что до сих пор отсутствует порядок признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий (лишь таковые могут попасть в список очередников). А при отсутствии единого алгоритма, понятное дело, случается разное, то есть не самое справедливое: муниципалитеты включают в заявки на субсидии людей, не особо в них нуждающихся.
Впрочем, государственная субсидия на квартиру в лучшем случае достигает тридцати процентов от ее стоимости, и далеко не у каждой молодой семьи есть возможности даже не то что «тянуть» ипотечный кредит на всю остальную сумму покупки, а даже получить его в банках. Ведь реальный уровень рыночных цен на жилье уже слишком далек от абстрактных расчетов Минрегиона России. Потому уже перестали быть редкостью отказы от субсидий со стороны уже получивших некогда заветные для них сертификаты. И не раз звучал риторический вопрос: так на кого же рассчитана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» – на бедных или богатых?..
Кроме того, как показали минувшие три года ее реализации, объем федеральных средств, выделяемых на эти цели, практически не меняется. Соотносить же его с реальными потребностями регионам становится все сложнее: по средним подсчетам, очередников уже в этом году в полтора–два раза больше числа тех, чьи заявки бюджет планирует удовлетворить. И ежегодно эти списки в южных субъектах лишь растут. Как заметил председатель комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области А. Варакин, тем самым «лишь плодится количество недовольных». И к каким возмущениям через некоторое время может привести подогреваемая изнутри ситуация, гадать долго не приходится...
Все эти проблемные моменты и прозвучавшие на заседании предложения будут направлены в Минрегион РФ и администрации субъектов ЮФО. Причем среди рекомендаций особое внимание уделено развитию рынка первичного жилья – ныне более дорогого в сравнении со «вторичкой». Снизить же его стоимость для молодых семей позволит сейчас лишь субсидирование застройщиков. К слову, заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики России О. Рожнов подчеркнул: велика вероятность, что вопрос доступности жилья молодым, в том числе и в рамках упомянутой подпрограммы, будет включен в повестку грядущего заседания Госсовета, который планируется посвятить проблемам молодежи. Сейчас готовятся документы для его проведения.
Не менее активно обсуждался и вопрос по профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде. В этот раз накопленным опытом делились представители Департамента молодежной политики Краснодарского края. В регионе, испытывающем сейчас серьезный наплыв мигрантов, решено усилить работу с национальными группами и религиозными конфессиями: к тушению многих конфликтов среди молодежи краснодарцам пока удается действенно подключать так называемых национальных и религиозных лидеров. Заметно улучшил статистику у наших соседей и введенный менее года назад комендантский час для подростков.
Тем не менее в полной мере отследить, чем живет молодежь в том или ином регионе, довольно сложно, признали участники совещания. И в этом отношении одним из самых беспокоящих вопросов для кавказских республик остается почти полная бесконтрольность учебного процесса в некоторых религиозных образовательных учреждениях. Выпускники порой проходят там довольно сомнительную подготовку и получают знания о радикальном исламе. Однако российское законодательство пока не позволяет каким–либо «контролером» вмешиваться в процесс обучения.
Обозначив ряд других тревожащих вопросов, координационный совет по молодежной политике Ассоциации «Северный Кавказ» также поддержал идею создания в России общественного совета по телевидению. Это, возможно, позволит не допустить искаженного освещения межэтнических конфликтов: как известно, ошибки и неподготовленность некоторых представителей СМИ нередко лишь накаляют ситуацию.
3 июня 2009 года