00:00, 24 октября 2008 года

Этнический атлас Ставропольского края подготовлен сотрудниками СГУ

С ним вместе трудились заведующий кафедрой геоинформатики и картографии СГУ, доцент, кандидат географических наук Александр Панин и доцент, кандидат географических наук Василий Чихичин. Итог: 208 страниц текста, более 150 авторских карт и диаграмм – масштабный свод объективных данных, использование которых даёт возможность принимать грамотные управленческие решения в сфере этнополитики. Эта работа по сути развивает и углубляет предыдущие изыскания профессора В. Белозерова, обобщенные им в книге «Этническая карта Северного Кавказа», выпущенной в 2005 году Московским объединенным гуманитарным издательством.

- Данный научный труд появился, разумеется, не случайно, - говорит ректор СГУ, председатель редсовета книги профессор Владимир Шаповалов. - Это обусловлено прежде всего особенностями региона в котором мы живем, региона, где десятки народов веками сосуществуют в соседских отношениях. Университет давно и серьезно занимается исследованиями в данной области. Но не только. Мы хотели бы помимо профессиональных компетенций биолога, информатика, врача, педагога формировать в молодежи этнокультурное сознание. Более того, полагаю, что сегодня, когда правительство края определяет приоритетные направления стратегии развития до 2030 года, наши научные изыскания могут оказаться чрезвычайно важными и полезными.

Собственно, «Этнический атлас Ставропольского края» можно без натяжки назвать реализацией регионального проекта. Особенно познакомившись с пятым, заключительным разделом книги, озаглавленным «Города и районы: этнический портрет». Здесь в картах и диаграммах показан динамично меняющийся этнический состав населения не только всех городов и районов Ставрополья, но и 107 сёл с населением в три и более тысячи жителей. Впрочем, рамки исследования «территориально» расширяются, выходят за границы региона, отражая географию расселения народов на Северном Кавказе в целом. Более того, авторы справедливо считают, что анализ существующих в крае проблем и процессов может служить ключом к пониманию основных тенденций развития этнополитической ситуации в России.

- Наш край по своему геополитическому положению и этническому составу населения регион для России нетипичный, но, исторически сформировавшись как российский форпост, Ставрополье таковым остается и сегодня, - говорит Виталий Белозёров. - И потому происходящие в пределах бывшей Кавказской области процессы миграции, изменение этнобаланса зачастую имели и имеют общероссийский «резонанс». В ХІХ веке, например, и мирная, и военная колонизация Северного Кавказа «аукнулась» переселением на юг не только казаков, но и жителей Центральной России и Украины. А в конце ХХ – начале ХХІ века всё повторилось с точностью до наоборот: славяне массово устремились из горячих точек юга на север.

Этническая карта Ставрополья в его нынешних административных границах на протяжении тысячелетий непрестанно менялась. Скифы, сарматы, аланы, хазары, гунны, монголы – великое множество народов оставило заметный след на этой земле. А с конца ХVІІІ века стихийное поначалу переселение на юг славян сменилось в ХІХ веке целенаправленно проводимым властями пополнением славянского населения на землях Кавказской линии и Черномории.

За славянами потянулись и иммигранты – армяне, немцы, греки. Сократился ареал расселения ногайцев, туркмен, калмыков, которые до начала российской колонизации кочевали на значительной части Предкавказья. Усилились процессы внутрирайонного переселения горских народов: избыточность населения при ограниченности земельных ресурсов заставляла горцев спускаться на равнину. К началу ХХ века динамика этноструктуры региона определялась преимущественно совместным освоением территории и развитием единого хозяйственного комплекса.

Нельзя не согласиться с Виталием Семёновичем в том, что и политика здесь играет не последнюю роль. К примеру, в ХІХ веке идентифицировали себя в пределах нынешнего Ставропольского края в качестве казаков десятки тысяч человек. А после революции началось расказачивание и… По переписи населения 2002 года, казаками себя назвали всего 3902 ставропольца при общей численности населения края на тот момент более 2,7 миллиона человек. Доля армянского населения в 1959-м составляла 1,5 процента от общего числа жителей края, а в 2002-м – уже 5,4 процента, и сегодня армяне по численности - вторые за русскими. Причём с 75 тысяч до почти 150 тысяч армянское население выросло в период 1989–2002 годов: это было время обострения ситуации в Нагорном Карабахе, событий в Сумгаите и Баку, развала СССР.

Но политика политикой, а есть и другие, более глубинные причины. Прежде всего демографические. В 1960-е годы многие северокавказские народы пережили настоящий демографический взрыв: численность их удваивалась каждые десять лет. Территория же компактного проживания не менялась. Жители ряда республик были вынуждены либо заниматься отхожими промыслами, уезжая на заработки в Центральную Россию, Сибирь, на Дальний Восток, либо переселяться при наличии работы на постоянное место жительства, в частности, на Ставрополье. Что и по сей день продолжается. Особенно активно идет переселение из Дагестана: даргинцев в крае сегодня уже 1,5 процента от общей численности населения.

Такова объективная реальность, констатируют ученые, нравится она кому-то или нет. Равно как и то, что доля русских сокращается: в 1959 году они составляли 91,3 процента от общей численности населения края, а в 2002-м уже 81,6 процента. Это по краю, а в восточных районах Ставрополья есть уже сёла, где славяне из большинства превратились в меньшинство. Свое «слово» диктуют и процессы урбанизации, и прямо связанные с ними изменения типа воспроизводства. И пока в этом плане на Ставрополье всех «опережают», и весьма значительно, славяне. Отсюда и чётко выраженная тенденция: доля русских в этнической структуре населения края сокращается. Ученые с цифрами в руках обосновывают свою обеспокоенность тенденциями: как будет складываться ситуация дальше и чем это грозит Ставрополью? Каков должен быть алгоритм действий в условиях, когда изменение этнобаланса происходит буквально на глазах? Эти вопросы исследователи обращают к обществу и власти.

На первый план выходит необходимость упорядочения процессов внутренней миграции в целом и этномиграции, в частности. Управлять ими только в административном порядке, с помощью запретов и ограничений, невозможно. Нужно задействовать экономический механизм. В том числе и обратившись к позитивному опыту времен СССР. Но любое управленческое решение должно приниматься лишь с учетом объективных данных об уже выявленных наукой и практикой тенденциях развития, с прогнозами всех возможных последствий. Неуправляемая стихия может всем нам слишком дорого обойтись.

*****

Вот как отзывается об «Этническом атласе Ставропольского края» рецензент книги председатель комитета по национальностям и казачеству СК, доктор философских наук Василий Шнюков:

- Работа ученых СГУ заслуживает самой высокой оценки. В нашей непростой повседневной практике мы постоянно ощущаем необходимость строгого научного анализа и обобщения, позволяющего грамотно решать вопросы межнациональных отношений, которые особо значимы сегодня на Северном Кавказе: становятся, увы, едва ли не привычным явлением военные столкновения, втягивающие разные этносы, не перевелись и желающие разыграть «национальную карту» в своих интересах, идут изменения этнической структуры населения. В частности, как показывает опыт, превращение русских в полиэтнических регионах в меньшинство увеличивает вероятность возникновения разного рода конфликтов, включая и межэтнические. Хотя сегодня славяне по-прежнему составляют преимущественное большинство населения Ставропольского края, но миграционные потоки последних лет, военный конфликт в Чечне, остановка десятков заводов, где люди ранее имели работу, - все это привело к оттоку славянского населения. Конечно, это не могло не нарушить сложившийся исторически этнобаланс, и требует пристального внимания, чтобы не допустить в дальнейшем превращения естественных миграционных процессов в болезненные и даже конфликтогенные. А если мы говорим об актуальности гармонизации межэтнических отношений, о восстановлении взаимного доверия, необходимо сложение всех усилий – и органов власти и местного самоуправления, и общественных организаций, и национальных диаспор. И вклад ученых для нас как нельзя полезен.

*****

Недавно профессор Виталий Белозеров избран председателем Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю. Пожалуй, убедительное свидетельство того, насколько внимательно прислушивается власть к обоснованным выводам серьезных исследователей.

«Мы все - на карте»
Газета «Ставропольская правда»
24 октября 2008 года