Лежачих полицейских в Ставрополе будут делать по ГОСТу
Практика ограничивать скорость на дорогах с помощью возведения искусственных дорожных неровностей (ИДН) пришла к нам с Запада. Первые такие ограничители, прозванные в народе «лежачими полицейскими», появились в краевом центре в конце 90-х годов прошлого века в рамках эксперимента.
Но вот беда: из средства предупреждения ДТП они со временем превратились в средство наказания автолюбителей. Рвение борцов за безопасность на дорогах привело к неконтролируемому росту количества и размеров этих самых «полицейских». Как результат – вырванные глушители, погнутые подвески, оторванные бамперы.
Причина того, что «хотели как лучше, а получилось как всегда», в отсутствии единого стандарта по возведению ИДН. Имелись лишь рекомендации ГИБДД относительно места их «дислокации». То, что ни в одном правовом акте не было ни слова о самих размерах ИДН, привело к тому, что разнокалиберных полицейских «пекли» и дорожники, и просто те, кто считал, что установка ограничителя скорости необходима, например, в данном переулке. В итоге на сегодняшний день только на основных улицах Ставрополя (там, где есть установленное движение маршрутного автотранспорта) лежат 113 «полицейских».
А уж что до формы и размеров искусственных неровностей, то, кроме стандартных – волнообразных и трапециевидных, «умельцы» придумали и воплотили в жизнь множество геометрических фантазий. Например, «полицейский», выполненный в форме треугольника. Не знаю, что пытались этим сказать его создатели, но ни один автомобилист «спасибо» им точно не скажет.
А практика ограничения въезда во двор! Яркий пример – подъезд к многоквартирному дому по улице Некрасова. Здесь установлен «полицейский» в аккурат на возвышении, после которого начинается спуск к стоянке. Такое сооружение могут преодолеть (без повреждений) лишь автомобили с большим дорожным просветом: это наша «Нива» или «их» джипы. Счастливые обладатели авто других марок вынуждены использовать объезд через соседний двор.
Если же отвлечься от таких досадных частностей, то в целом эксперимент по ограничению скорости на дорогах с помощью технических средств (каковым ИДН и является) полностью себя оправдал; отказываться от него нельзя. Таково официальное мнение управления ГИБДД ГУВД по СК. Значительно снизился уровень аварийности, например, на улицах Шпаковской и Серова.
И все же законотворцы вняли мольбам измученных разнокалиберными «полицейскими» автолюбителей: с 1 января 2008 года возводить ИДН можно только в соответствии с ГОСТом, регламентирующим технические требования к искусственным дорожным неровностям. Задача этого норматива – обеспечить унификацию ИДН во всех регионах России.
Итак, высота искусственной неровности не должна превышать семь сантиметров, его длина должна быть не менее ширины проезжей части (при допустимом отклонении 20 сантиметров с каждой стороны дороги). Предполагается, что «полицейский» будет оборудован водоотводом с проезжей части.
Кроме того, в ГОСТ входят требования по обязательному обеспечению условий для того, чтобы водитель своевременно заметил преграду. Это касается, во-первых, установки предупреждающих знаков; во-вторых (и это важно!) – на поверхности «лежачего полицейского» должна быть нанесена специальная разметка со светоотражающими элементами.
Новым ГОСТом предусмотрены монолитные и сборно-разборные конструкции ИДН. Монолитные – это асфальтовые горки, которые мы имеем сегодня на дорогах. Сборно-разборные – то, что ожидает нас в перспективе нескольких ближайших лет. Именно такими «полицейскими», сделанными на основе резины, собирается оборудовать краевой центр администрация.
По словам главного специалиста отдела городских дорог комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Юрия Немцова, в ближайшее время для проверки и оценки ситуации с ИДН в краевом центре будет создана специальная комиссия. Планируется, что, помимо сотрудников комитета, в ее состав войдут представители управления образования, организаций ЖКХ, батальона ДПС и госавтоинспекторы.
По результатам работы комиссии, которая должна завершиться к 1 апреля, будут определены участки, где необходимо присутствие «лежачих полицейских», и их точное количество. Но уже известно, что общее число ИДН по городу значительно сократится. Одна из причин – влияние количества «полицейских» на уровень загазованности воздуха. Под их присмотром планируется оставить лишь дороги вблизи школ и наиболее аварийно опасные участ-ки.
По словам Ю. Немцова, демонтаж ИДН старого образца начнется уже с лета. При этом основное дорожное полотно не должно пострадать. Что касается установки новых, сборно-разборных ИДН, то пока неизвестна даже сумма, необходимая для реализации этого проекта. Ее определение зависит от результатов работы комиссии.
5 марта 2008 года