00:00, 9 ноября 2007 года

Та самая Серафима

Потом, в беседе за самоваром, Серафима Иосифовна раскрыла еще один секрет – наряд этот дорог ей не только как дань вековым традициям, но и как память о свекрови. Долгими вечерами при свете лампы она еще в Турции вручную шила его для будущей невестки...

У этой необычной встречи был такой же необычный повод – публикация в газете «Ставропольская правда» 19 октября. В материале «Чтобы Бог продлил «веки» упоминается следующий факт: «21 сентября 1962 года из Стамбула пришла телеграмма с сообщением о том, что в Новороссийск прибывает теплоход «Грузия» с переселенцами. Речь шла о 999 казаках-некрасовцах, но в дороге появились двое новорожденных – Семен Бабаев, а уже в Буденновске – Кондрат Щепелеев. Так что на Ставрополье прибыл уже 1001 человек».

В беседе с журналистами Серафима Иосифовна – мать тысяча первого казака – высказала заветное желание:

– Вот бы встретиться с акушеркой, что роды принимала, и сказать за сына «спасибо».

Через неделю в доме Серафимы Иосифовны раздался телефонный звонок. Это были сотрудники краеведческого музея села Прасковея, что близ Буденновска:

– Узнали из газеты о вашем желании и готовы помочь...

Оказывается, музейщики Юрий Обухов и Георгий Карибов давно заняты поисковой работой, в музее создана экспозиция, посвященная жизни и быту казаков-некрасовцев, а Г. Карибовым даже издана книга, в которой через судьбы людей отражены многие обстоятельства этого переселения. И об истории появления на свет тысяча первого казака они, конечно, хорошо знали.

Есть еще один человек, который напрямую причастен к организации этой встречи, – Виктор Мажаров, главврач Буденнов-ского государственного учреждения здравоохранения «Краевой центр специализированных видов медицинской помощи № 1». К нему сотрудники музея не раз обращались за помощью, но времени на то, чтобы переворошить архивы, все не хватало. Да к тому же часть их была уничтожена во время нападения банды Басаева. Но публикация в «Ставрополке» побудила найти иной выход. Нужные фамилии нашлись в бухгалтерских ведомостях 1962 года...

В музей смогли приехать только четверо бывших работниц роддома: детская медсестра Нина Милованова, врач акушер-гинеколог Валентина Кириенко, санитарка Александра Марченко, медсестра Галина Самойленко. Удалось установить, что роды принимала старшая медсестра Прикумского роддома Антонина Гармашева, но ее давно нет в живых.

Серафиму Иосифовну сопровождал сын, за которого она и приехала поблагодарить женщин, окруживших ее, молодую казачку, приехавшую из чужедальних краев, не только заботой, но и теплом своих добрых сердец.

В музее за чашкой чая женщинам о многом хотелось поговорить и вспомнить, особенно после того, как кто-то достал из сумочки пожелтевшие фотоснимки. И оказалось, что, несмотря на житейские обстоятельства, многое в биографии Серафимы Иосифовны и ее собеседниц совпало. Их молодость пришлась на годы, когда в стране все стремительно менялось: в колхозах и совхозах росли урожаи, надои и привесы, новостройки меняли облик сел и городов. И люди, как лавиной, были охвачены этими переменами. Да и переезд казаков-некрасовцев на Ставрополье тоже был не случаен: переселенцы поднимали экономику виноградарских хозяйств в Левокумском районе. А Серафиме, можно сказать, повезло – она стала одной из первых рожениц в новом здании роддома, которое, по воспоминаниям медработниц, было сдано в эксплуатацию как раз в памятном для нее 1962 году.

«Бабий воз», оказавшийся за плечами каждой из участниц встречи, тоже примерно одинаков: кому-то детей, как и Серафиме, пришлось воспитывать самостоятельно, не уповая на сильные мужские плечи, вести семейный корабль по житейским волнам, сохраняя при этом тепло сердец и щедрость души... Теперь они делились этим теплом друг с другом. На прощанье обменялись адресами, как старые добрые знакомые. И неважно, что до сих пор их разделял огромный временной отрезок. Здесь, в приветливом зале сельского музея, они встретились со своей молодостью. И здорово, что нашлись люди, сумевшие организовать эту удивительную встречу.