00:00, 5 октября 2007 года

«Контейнер» чьих-то чувств

- Сергей Николаевич, в последнее время стали много говорить об агрессивности учителей по отношению к ученикам. Нередки сюжеты в Интернете: учительница на уроке чуть ли не бьет ребенка головой об стенку, другой педагог кричит на школьников непотребным образом и т.д. Но ведь агрессия, с точки зрения психологии, это защитная реакция – например, на реальную или воображаемую опасность. Так что происходит сегодня в школе?

- Я не сказал бы, что этого совсем не было раньше. Просто именно сейчас появился сотовый телефон с видеокамерой, и в жизни, в том числе школьной, остается все меньше явлений, которые удается спрятать от посторонних глаз. Можно, конечно, скрывать проблемы учительства, но правильнее все же их исследовать, анализировать. Например, агрессия педагогов – симптом чего?

Дело в том, что инструментом работы учителя является его собственная личность. Это не высокопарные слова, а реальность. И она предъявляет особые требования к специалисту. В частности, ему необходимо разбираться в своих чувствах, понимать, что с ним происходит. Проще говоря, ученик ли его раздражает на уроке, или есть собственные внутренние проблемы, которые он таким образом «отыгрывает» в классе и в учительской?

Нужны педагогу и серьезные знания в области детской психологии. Тогда он будет понимать, что в силу профессии сам является объектом неосознанной детской агрессии. Когда ученики нарушают дисциплину на уроке? Не только, когда им скучно. Часто это случается, потому что они хотят продемонстрировать себя, выделиться. Или выбирают учителя как объект мести собственным родителям, если в семье неблагополучная обстановка… Или чтобы потренироваться в своем желании конкурировать со взрослыми, особенно в подростковом возрасте. Учителю необходимо знать и чувствовать это. Тогда он будет способен выдержать эмоции своих учеников и научить их тому же.

- Но ведь будущих психологов этому учат – есть даже термин такой: быть «контейнером» для чьих-то чувств. А будущих педагогов – нет. В педвузах до сих пор и отбора-то настоящего не производят: насколько у абитуриента стабильная эмоциональная сфера, будет ли он способен выдержать профессиональные нервные нагрузки…

- Увы, я бы даже сказал – перегрузки. Но вообще-то, я сторонник выражения: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Поддержка психологического здоровья – задача самого специалиста. Простой пример: в Законе об образовании РФ есть положение о том, что учитель раз в 10 лет имеет право на годичный отпуск. Это очень важно для предотвращения профессионального выгорания. Просто отдохнуть, оглядеться по сторонам, подумать, почитать… Уверен, что большинство педагогов об этом даже не помышляет. Точно также и от самих педагогов зависит, насколько комфортны условия, в которых они работают. Я имею в виду не только проветриваемый класс и по-современному оборудованное рабочее место. Учителям нужно научиться отстаивать свои интересы в ситуациях, когда эксплуатируют их энтузиазм и безотказность. Бесконечные дополнительные мероприятия, заполнение конспектов и планов, составление отчетов и справок… И все это усугубляется давлением администрации, всевозможными проверками, приводя в конце концов учителя к эмоциональному истощению и безразличию.

- Сразу вспоминаются расхожие штампы из былых педагогических очерков о том, что вся станица спит, и только учительница Надежда Петровна склонилась над тетрадками. Как будто Надежде Петровне не нужно высыпаться, заботиться о своей семье…

- Педагог имеет право работать ровно столько, сколько значится в его должностных обязанностях. И учителям важно научиться говорить об этом без страха перед вышестоящими. А для этого нужны самоуважение, осознание ценности своего труда, собственной личности.

- Помните телевизионную рекламу: скромно одетая молодая женщина рассказывает: «Я учительница, у меня нет возможности часто покупать новые вещи. Но зато вот этот стиральный порошок делает мою кофточку всегда свежей…» Согласитесь, такое отношение общества к учителю не очень способствует его самоуважению. Время изменилось, а Надежду Петровну продолжают призывать к прежним «само» - самоограничению, самоотречению.

- Не все так безнадежно. На днях в Кисловодске состоялся семинар, на котором психологические центры, работающие в системе образования, представляли творческие проекты. Два из представленных пяти были посвящены положению учителя, проблемам его профессионального «выгорания», путям психологической поддержки педагогов.

Но, повторюсь, важно и собственное внимание учителя к своим чувствам. Мы об этом говорим редко, сосредоточиваясь больше на социальных и экономических проблемах.

- Согласна. Я, например, знаю, что в Михайловском психологическом центре диагностики и консультирования работала группа поддержки выпускников школ накануне сдачи ЕГЭ. Но нигде, по-моему, не организовали группу психологической поддержки педагогов в этой же ситуации. А между тем их тревожность, агрессивность во время подготовки и сдачи учениками Единого госэкзамена просто зашкаливали. Что это было – страх за свой авторитет, страх перед новизной происходящего? Усталость от бесконечного реформирования?.. Многие были глубоко обижены просто уже тем, что дети сдают экзамены без их присутствия. Редакция получала письма педагогов – разгневанные, оскорбленные. Некоторые мы публиковали. Но ни в одном из них не было сделано даже попытки разобраться, откуда такие сильные чувства по поводу всего лишь изменившейся формы контроля знаний детей. Возможно, это вообще пока не свойственно нашей ментальности.

Вы думаете, будет когда-нибудь такое время, чтобы, как в большинстве стран Европы, учителю, врачу, работнику милиции (в этих профессиях «выгорают» быстро) было вменено в обязанности раз в столько-то лет проходить обязательное психологическое консультирование?

- Надеюсь, что будет. Я вообще уверен, что в школе психолог нужен не столько для работы с детьми, сколько для поддержки учителя. В образовании края сейчас организованы восемь психологических центров, куда могут обратиться педагоги со своими проблемами.

* * *

К сведению: в Законе РФ «Об образовании» (статья 55) говорится: «Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения». Как видно из приведенной цитаты, закон не оговаривает, за чей счет в течение года будет отдыхать и повышать квалификацию учитель. Но ведь у педагогического коллектива есть право сказать свое слово и при разработке устава школы, и при заключении трудовых договоров...