Час правительства
Состоявшийся разговор, порой весьма нелицеприятный для некоторых персоналий, еще раз засвидетельствовал, что взаимопонимания между законодательной и исполнительной властью ни на йоту не прибавилось. Четвертый созыв депутатов не позволяет себя подмять и претендует на роль контролеров за действиями чиновников. И, как показало обсуждение, состоявшееся в рамках правительственного часа после отчета и.о. вице-губернатора А. Воропаева об итогах исполнения программы экономического и социального развития края в 2002-2007 гг., - не без оснований. Представленные думцам экономические выкладки выглядели порой весьма лукаво. На первый взгляд все у нас более чем благополучно. По оценкам А.Воропаева, край по многим показателям живет лучше всех в Южном федеральном округе. Да и многие среднероссийские показатели отстают от наших. В частности, было сказано, что за вышеозначенный период ВРП на душу населения вырос в 1,8 раза, составив 37-43,3% от среднероссийского показателя. Однако фактически, если исходить из тех же статистических данных, он неуклонно снижается. Следует переставить местами приведенные оратором цифры, чтобы получить реальный результат: если в 2003 году ВРП составлял 43,3% от среднероссийского, то в прошлом – только 37%. Не случайно докладчик старательно обходил абсолютные цифры и предпочитал говорить о темпах роста. В представленной им информации реальные денежные доходы населения выросли в 1,7 раза. Звучит оптимистично. На деле в прошлом году на одну душу пришлось 6573 рубля. Это означает, что мы отстаем от среднего по ЮФО показателя на 4,5% и значимся в списке субъектов ЮФО аж пятыми, после нас только республики. А если учитывать прозвучавшую реплику губернатора о том, что мы особый регион, где городское и сельское население распределено в соотношении пятьдесят на пятьдесят, что всегда будет снижать планку доходов, то, выходит, надо смириться с тем, что мы и в перспективе не добьемся лучших результатов. Больше всего возмутило депутатов, что в отличие от других субъектов округа у нас число ликвидированных предприятий больше, чем вновь открывшихся. А. Воропаев объяснил это последовательной борьбой правительства с укрывателями налогов. А в качестве оправдания потерь от сокращения реального сектора привел цифры, свидетельствующие о росте трансфертов из федерального бюджета. Но умение выпросить «наверху» денег, по мнению депутатов, не может компенсировать пробуксовывание собственной экономики. Необходимо сформировать точки роста в крае. А по поводу сокращения притока иностранных инвестиций А. Воропаев просто неловко отшутился: «Опять скажете, варягов тянете!» На что получил реплику председателя ГДСК А.Уткина: «Инвесторам - не скажем». Вопросов у депутатов было много. В том числе их интересовало, как использованы 30 млн. рублей, предназначенные для разработки программы стратегического развития края, если даже конкурс проектов еще не проведен. До планового срока - 1 октября, как пояснил А. Воропаев, конечно, уже не успеть. Может, до конца года?..
Принятое депутатами постановление, которым проделанная правительством работа оценена как недостаточная, в перерыве прокомментировал корреспонденту «СП» председатель комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Б.Оболенец.
- Возмущает, что даже на заседании нашего комитета, готовившего вопрос, представитель правительства не пожелал говорить о проблемах, а старался оправдать недостатки в работе, - пояснил он. - Конструктивного разговора, к сожалению, так и не состоялось. А тем не менее ситуация такова, что пора бить тревогу. Ставропольский край по динамике социально-экономического развития в прошлом году занял последнее в ЮФО место. Причину полномочный представитель президента в округе Д.Козак объяснил «чехардой во власти, когда никто толком… вопросами не занимается». По числу кадровых перестановок в правительстве за короткий отрезок времени мы действительно можем претендовать на рекорд.
До перерыва успели рассмотреть еще три «горячих» законопроекта, требующих повторного голосования для преодоления вето губернатора. Это касалось поправок в Устав, расширяющих полномочия законодателей в подборе чиновников на «высокие» должности в правительстве и упраздняющих должность вице-губернатора как таковую. Депутаты вновь подтвердили свое решение. Равно как и в отношении изменений в бюджет-2007. Средства из него на содержание увеличившегося штата краевого парламента будут выделены. Больше возражений у правительства было относительно дополнительных 836 млн. рублей, которые получит Ставрополь. Думу в связи с этим обвинили в ущемлении прав других муниципалитетов. Как пояснил председатель комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике И. Епринцев, ни копейки никто из них не потеряет, деньги заработаны краевым центром. Кстати, именно этот законопроект, как мы уже сообщали, в числе двух других уже получил судебное продолжение. У третьей ветви власти явно прибавится работы, коль скоро ей придется по инициативе ПСК проводить судебную экспертизу думским законопроектам. Возражал губернатор и против изменений в закон о распоряжении имущественными объектами. Вето и на этот раз депутатами было преодолено. Теперь исполнительная власть не сможет совершать сделки с имущественными объектами стоимостью свыше 5 млн. рублей без согласования с думцами.
Бурные дебаты вызвал законопроект об Уставном суде СК. Губернатор сослался на беседу с Д.Козаком, который, по его словам, не одобряет формирования в крае этого института. «Я тоже говорил с ним, я чаще с ним встречаюсь», - парировал А. Уткин. Судя по результатам голосования, Уставному суду у нас в крае быть.
С заявлением выступил заместитель председателя краевого отделения Союза журналистов России В. Балдицын, подчеркнувший необходимость в том или ином виде сохранить господдержку средств массовой информации. «В условиях повсеместной бедности населения и неразвитости потребительского и рекламного рынков государственная поддержка СМИ, особенно ее низового звена, по-прежнему актуальна», - отметил он. Дело в том, что в связи с протестом прокурора края на этом заседании депутаты вынуждены были признать утратившим силу ранее разработанный на эту тему законопроект, как не соответствующий федеральному законодательству. Однако признали необходимость вернуться к вопросу на следующем заседании и найти вариант, как же все-таки помочь региональному медиаполю.
Депутаты в связи с этим поинтересовались у краевого министра массовых коммуникаций Ф. Бармина, почему полгода газеты не получали финансовой поддержки, хотя средства в бюджете для этого были предусмотрены. Тот объяснил «простой» реорганизацией своего ведомства. Из каких средств финансируется новая газета правительства края «Наше Ставрополье»? - в лоб поинтересовался депутат Е. Письменный. Вначале Бармин попытался уйти от прямого ответа, сказав, что, мол, есть у издания свои подписчики и свои покупатели. Однако в конце концов вынужден был признать: несмотря на то, что в реестре СМИ газета не значится, деньги бюджетные на ее содержание таки выделялись. Конкретных предложений, как же можно помочь СМИ, учитывая образовавшийся правовой вакуум, у министра не нашлось.