00:00, 1 марта 2007 года

Куда ни кинь...

В рамках деятельности центров работает «горячая линия». С 9.00 до 20.00 по московскому времени в рабочие дни журналисты и просто избиратели могут, позвонив по телефону (919) 7703174, получить от квалифицированного юриста ответы на любые вопросы, связанные с юридическими аспектами участия прессы в избирательном процессе. Для консультаций по электронной почте вопросы принимаются по адресу: consult@jurix.ru

В частности, на телефон «горячей линии» поступил вопрос от районной газеты «Звезда Прикубанья»: «В газету поступил материал для публикации по жеребьевке для бесплатной агитации. Материал имеет судебную перспективу, которую газета хочет избежать (например, содержит оскорбительные высказывания или заведомую ложь). Кандидат на публикации настаивает. Что делать?».

Проблема ответственности журналистов и редакций за материалы, предоставленные кандидатами, является наиболее острой во время предвыборной кампании. Связана она с существующей коллизией двух нормативных актов: Закона РФ «О СМИ» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Статья 57 Закона РФ «О средствах массовой информации» в перечне обстоятельств, освобождающих средства массовой информации и журналистов от ответственности, не предусматривает такого обстоятельства как «размещение агитационных материалов, предоставленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими … бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади», которое предусмотрено редакцией ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…». В связи с этим сложилась правовая неопределенность, которая вызывает затруднения в правоприменительной практике, в частности, при решении главными редакторами СМИ вопроса о том, будут ли организации, осуществляющие выпуск СМИ, в случае опубликования (обнародования) ими агитационных и информационных материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата либо деловой репутации избирательного объединения, нести ответственность за содержание предоставленных кандидатами агитационных материалов.

Как показывает наш опыт, избирательные комиссии субъектов РФ не выработали единой позиции по этому поводу и во время последней избирательной кампании действовали не одинаково. ЦИК также не давал каких-либо четких разъяснений, однако его председатель А. Вешняков в своих выступлениях давал две рекомендации.

Во-первых, публиковать любой материал, предоставленный кандидатом, но, если имеются сомнения в его правомерности, незамедлительно уведомлять правоохранительные органы (прокуратуру) и просить их провести проверку.

Во-вторых, возможен и отказ от публикации материала. В этом случае вероятен судебный иск. На суде будет необходимо доказать, что отказ публиковать тот или иной материал был вызван его противоречием законодательству, в частности, в связи со злоупотреблением кандидатом свободой массовой информации.

Следует, однако, отметить, что в обоих случаях не исключена возможность, что редакция все-таки будет привлечена к ответственности либо будет обязана судом выплатить компенсацию кандидату в случае, если будет признана его правота.

Практика показывает, что решение данной проблемы во многом зависит от позиции избирательной комиссии субъекта РФ. Таким образом (и это не раз подчеркивали сами члены ИК), в случае, когда у редакции имеются сомнения насчет «чистоты» материала, предоставленного кандидатом, необходимо связаться с соответствующей избирательной комиссией и, описав ситуацию, выяснить ее позицию и принимать решение исходя из этого. В любом случае главному редактору всегда необходимо примерно оценивать значимость конкретной публикации и степень «опасности» материала.

*****

Стоит напомнить, что центр мониторинга «Пресса и выборы» открыт в Ставропольском крае на базе газеты «Ставропольская правда». В состав общественного совета центра вошли руководители крупнейших печатных изданий, теле- и радиокомпаний, представители законодательной и исполнительной ветвей власти. На презентации центра присутствовала член комиссии по свободе слова Общественной палаты РФ, вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская.

В ходе работы общественных центров мониторинга «Пресса и выборы» «МедиаСоюз» планирует собрать и суммировать предложения журналистов для дальнейшего совершенствования выборного законодательства РФ.

Олег БОКОВ