Первое слово важнее второго?
Еще в 1990 году, когда с легкой руки государства началось массовое наделение селян земельными паями, Демьян Григорьевич тоже получил участок в 119 гектаров для создания крестьянско-фермерского хозяйства на праве бессрочного пользования. На то, как и положено, имелся документ - официальное решение Благодарненского совета народных депутатов - о выдаче государственного акта на право пользования землей. Спустя восемь лет, когда земельные законы несколько изменились, на этот участок районный комитет по земельным ресурсам выдал Д. Головко свидетельство на право частной собственности землей, которой он уже мог распоряжаться по собственному желанию.
- Все это время я спокойно работал, обрабатывал землю, возводил животноводческое помещение, ангар, другие постройки, словом, вкладывал немало средств и сил в любимое дело -с одной только надеждой, что все это со временем достанется детям и правнукам, которые продолжат мое начинание, - говорит наш читатель.
Но вот нагрянула очередная земельная реформа, потребовавшая и нового законодательного обеспечения, выдвинувшая новые требования, в частности, обязательного переоформления земельных отношений. Как и полагается, Демьян Григорьевич тоже отдал все необходимые материалы для государственной регистрации его собственности. Но оказалось, что произошла юридическая нестыковка: один документ, выданный Благодарненским советом народных депутатов, противоречил другому, полученному в райкомземе. Если верить первому - земля была государственным добром, которым фермер может пользоваться пожизненно, но, как оказалось, не может уже ею распоряжаться, к примеру, передать по наследству. А в соответствии со вторым документом - участок Д. Головко находится в частной собственности. Имеющиеся противоречия и послужили причиной для отказа. Из управления федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю пришел ответ, в котором так и говорилось, что в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, представленные на госрегистрацию прав, «по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства».
Тогда Демьян Григорьевич вынужден был обратиться в суд, чтобы оспорить ответ регпалаты, доказав право распоряжаться землей самостоятельно. Но суд, взяв за основу хронологический подход к делу, в качестве главенствующего принял во внимание первый документ, выданный, напомним, Благодарненским советом народных депутатов в 1990 году. Выходит, что по закону -первое «слово» важнее второго. То есть спорный участок теперь находится не в частной собственности, как было эти несколько лет, а выходит, что в муниципальной. Как следует из судебного решения, теперь между фермером и Сотниковской сельской администрацией сам собой возникает спор о праве собственности на землю.
Пока Д. Головко продолжает спокойно работать на участке, который находится у него в бессрочном пользовании, никто не вставляет ему палки в колеса. Между тем наш читатель твердо намерен добиваться правды, отстаивать, как он считает, свое кровное добро дальше - обращаться в апелляционную судебную инстанцию. Даже готов пойти на компромисс - выкупить эту самую землю. Такую надежду ему дает Земельный кодекс.
Одного Григорьевич боится -пока, как говорится, суд да дело, не ушла бы его кормилица потихоньку «на сторону», не всплыла бы вдруг в чьем-то свидетельстве в качестве частной собственности. Времена нынче неспокойные, охотников за чужой землей в наши дни немало...