Бюджетная эволюция
- Владимир Гаврилович, сейчас работа над очередным бюджетом края вступает в завершающую стадию, подготовленный минфином проект уже поступил в Госдуму. Чем он отличается от бюджетов нынешнего и прошлых лет?
- Основное отличие - это, безусловно, сбалансированность бюджета-2007 по доходам и расходам. А до этого два года подряд мы имели дефицитные бюджеты. Налицо также и серьезный рост средств, которые поступают в распоряжение краевой власти и муниципалитетов. Достаточно сказать, что планируемый объем доходов будущего бюджета возрос на 32,7 процента по сравнению с текущим годом, а консолидированный бюджет (краевой и местные) стал «богаче» на 26,1 процента. Благодаря вот такому прогнозу нашего министерства есть возможность увеличить расходы этой казны - по краевому бюджету они возрастут на 22,2 проц., по консолидированному - на 17,5 проц.
- Денег стало больше - это радует. Тем не менее пополнение доходной части краевого бюджета по-прежнему зависит от поступлений из федерального центра. Как, по-вашему, дотационность бюджета - это объективная реальность?
- Если вы хотите знать мое личное мнение, в нашем крае, как и во многих других регионах РФ, продолжают сказываться последствия плановой экономики СССР. Экономику Ставрополья как-то принято в последние годы сравнивать с экономикой Краснодарского края. А учитывают ли при этом, что на протяжении многих десятилетий именно Кубани отводилась роль одного из основных центров пищевой и перерабатывающей промышленности? Там строились сахарные заводы, кондитерские предприятия, мощные мясоперерабатывающие и молочные комбинаты. В это же время на Ставрополье развивали овцеводство, производство сельскохозяйственного сырья (зерна, подсолнечника, сахарной свеклы...) и создавались предприятия военно-промышленного комплекса. Начиная с 80-х годов прошлого века, в овцеводстве продолжается кризис. Причем по объективным, не зависящим от нас причинам - просто в стране упал спрос на шерсть. То же самое мы продолжаем наблюдать и в отраслях ВПК. Прибавьте к этому еще и общероссийский сельскохозяйственный кризис, который привел к банкротству многие бывшие колхозы и совхозы. И стоит ли удивляться после этого, что бюджет края дотационный. Еще прибавьте к этому, что вплоть до последних лет инвесторы побаивались вкладывать деньги в экономику Ставрополья всего лишь из-за географической близости с Чечней. Учитывая все эти особенности, очень трудно, формируя бюджет края, обойтись без дотаций из федерального центра.
- Проект бюджета-2007 на сегодня главный финансовый документ, который вы разрабатывали в ранге министра финансов. Поэтому никто лучше не может рассказать о том, от чего зависит его доходная часть и есть ли резервы для ее роста?
- Прежде всего в этой должности пришлось работать над бюджетом текущего года. Помните, сколько раз в 2006-м в него вносились серьезные коррективы? А вашей газете приходилось их публиковать. Так что бюджетный процесс для меня не новость. Работу над концепцией бюджета-2007 министерство начало еще в августе текущего года.
Доходы бюджета можно разделить на две части: на собственные доходы, т. е. налоги, которые собраны на территории края и остаются в нашем распоряжении, и финансовую помощь из других бюджетов. Соотношение этих двух частей в проекте бюджета на 2007 год составляет пропорцию 57,4 к 42,6. Рост собственных доходных источников к 2006 году составляет 30 процентов. Согласитесь, это серьезная прибавка в краевую казну, свыше 4,1 млрд. рублей. В структуре доходов консолидированного бюджета лидирующее положение традиционно занимают два налога: на доходы физических лиц и на прибыль. Их доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет 64 процента. В очередном финансовом году мы предполагаем существенный (на 35,3 процента) рост безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В абсолютном выражении это почти 3,5 млрд. рублей. Часть объема финансовой помощи носит целевой характер использования и не может быть направлена на иные мероприятия, по желанию краевых властей, например. В основном это средства на предоставление мер социальной поддержки так называемых федеральных льготников. Другая часть средств финансовой помощи не является целевой и может быть использована на реализацию региональных полномочий. Объем таких нецелевых средств в бюджете 2007 года будет около 8,9 млрд. рублей.
Если говорить о возможности дальнейшего увеличения доходов краевого бюджета, то в части налоговых поступлений наше ведомство не видит объективных причин увеличения бюджетной части к тем параметрам, которые уже обозначены в проекте закона о бюджете. План поступления доходов мы оцениваем как очень напряженный, но реальный, требующий постоянной работы по сбору налогов не только тех органов, на которые эта обязанность возложена государством, но и рассчитываем на активную позицию и краевых органов власти, и местного самоуправления. Также при обсуждении возможности увеличения плана поступления собственных доходов нельзя забывать о том, что мы планируем привлечь кредитные ресурсы в сумме 1,2 млрд. рублей для частичного покрытия дефицита 2006 года, а проценты за пользование кредитом составят почти 100 млн. рублей в год. Поэтому, если даже и произойдут какие-то события, в результате которых доходы краевого бюджета увеличатся, нужно учитывать, что наш бюджет отягощен долговыми обязательствами. В отношении финансовой помощи из федерального бюджета: ее объем мы будем уточнять в сторону увеличения уже при рассмотрении проекта закона в Госдуме края.
- Расскажите об основных статьях расходования бюджетных денег. По праву ли проект бюджета-2007 называют социально ориентированным?
- Для такого утверждения есть, по крайней мере, два основания. Во-первых, прирост расходов на социальные нужды выше, чем среднекраевой рост расходов. Основная доля прироста объема расходов - 48 процентов - направлена на социальные потребности бюджета. Во-вторых, публичные обязательства власти перед населением просчитаны в объеме потребности в соответствии с действующим в настоящее время законодательством. При формировании бюджета в первую очередь произведено увеличение расходов отраслей социального блока: увеличены расходы на оплату труда бюджетников с 1 сентября 2007 года на 15 процентов с учетом двух повышений заработной платы в текущем году. Уровень роста оплаты труда сотрудников правоохранительных органов, чиновников всех уровней соответствует росту этого показателя, принятого правительством РФ. Удельный вес расходов, направляемых на оплату труда, в объеме расходов консолидированного бюджета края составит 34,3 процента.
Более подробно о социальных выплатах населению. Все принятые ранее решения о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан сохранены и даже увеличены. Прогнозируемый рост тарифов на коммунальные услуги, лекарственное обеспечение учтен при просчете объема средств, необходимых для предоставления льгот в натуральном выражении для региональных категорий льготников. Для ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий размер ежемесячной денежной выплаты увеличен с 270 до 290 рублей. При определении размера денежной выплаты сельским бюджетникам также учтен рост тарифов на услуги ЖКХ в размере 15 процентов. В результате размер этих выплат составит 350 рублей в месяц на одного человека для льготников в системе образования, культуры и здравоохранения, 496 рублей – для работников государственной ветеринарной службы, 573 рубля – для социальных работников.
В системе образования предусмотрено увеличение размера стипендий для учащихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с 1 сентября 2007 года в 1,5 раза, что соответствует решениям, принятым на федеральном уровне. С целью сокращения социального сиротства в крае размер пособия по опеке на одного ребенка значительно увеличен: с 2,5 тыс. рублей до 4 тыс. рублей. Дополнительно на эти цели будет израсходовано более 77 млн. рублей. На социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла в нашем крае расходуется в 2006 году 622 рубля на одного человека. Это самый высокий показатель среди краев и областей ЮФО. Примерно такая же ситуация и с размером детских пособий.
- А не ожидаете ли вы, что именно из-за социальных выплат могут разгореться самые жаркие дебаты при обсуждении проекта закона о бюджете в ГДСК?
- Представьте, я даже понимаю позицию депутатов по этому вопросу. Ведь у каждого из них есть свой избирательный округ. И многие из действующих законодателей вновь будут выдвинуты там же кандидатами в депутаты. И как в такой ситуации не обещать новые повышенные выплаты тем, кто сейчас в тяжелом материальном положении? Но возможности краевого бюджета явно не безграничны...
- И все-таки при обсуждении нового закона о бюджете споры правительства с депутатами неизбежны. Возможны ли компромиссы?
- Естественно, мы надеемся, что картина бюджета не будет изменена существенным образом хотя бы потому, что при его формировании мы постарались максимально учесть пожелания депутатского корпуса, высказанные при обсуждении концепции консолидированного бюджета. Разумные компромиссы возможны, мы готовы к обсуждению, настроены на решение вопросов в интересах населения края. Например, мы готовы отказаться от бездефицитного варианта бюджета при условии направления заемных средств на завершение строительства объектов социального значения. Кстати, на сегодня в крае долгостроями числятся около 900 объектов. Такое предложение нам кажется разумным, так как ежегодный рост стоимости капитальных вложений выше среднегодового уровня инфляции и выше размера процентов, которые необходимо будет уплатить за пользование кредитом. Таким образом, это экономически выгодно. Но, повторюсь, только на объекты капитальных вложений. А тратить заемные средства на текущие расходы бюджета нецелесообразно.
- Каким образом будут формироваться бюджеты муниципальных образований? Что сделано для увеличения заинтересованности органов местного самоуправления в работе по сбору налогов, укреплению самостоятельности местных бюджетов?
- Существенных изменений в построении межбюджетных отношений с органами местного самоуправления нет. В связи с увеличением числа полномочий органов местного самоуправления объем местных бюджетов увеличен в целом по краю на 269,8 млн. рублей. При определении размера дотации конкретному муниципалитету мы ставили задачу максимально, насколько это возможно в рамках имеющихся средств и законодательных ограничений, повысить обеспеченность расходов местных бюджетов доходами. Полагаем, что это нам удалось: если в текущем году уровень этой обеспеченности составил 85 процентов, то в проекте закона о бюджете он доведен до 91 процента по муниципальным районам и городским округам и до 90 процентов по поселениям.
Что касается укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов, для этого тоже сделано немало. Например, при определении объема дотации местным бюджетам в прогнозе доходов не учитываются так называемые неналоговые доходы: арендные платежи, штрафы. Таким образом, создаются условия для эффективного управления муниципальным имуществом, реализации административного законодательства. Одним из самых существенных рисков для себя органы местного самоуправления называли риск неопределенности: нет гарантий, что доходы, над увеличением которых работали в текущем году, не будут изъяты впоследствии. Для решения этой проблемы за местными бюджетами районов и городских округов в текущем году закреплены дополнительные единые нормативы отчислений от налогов на постоянной основе. При планировании очередного года работа в этом направлении продолжена. В региональное законодательство внесены изменения, стимулирующие, на наш взгляд, работу муниципалитетов по выводу налогов из тени. Например, если темп роста налога на доходы физических лиц в муниципалитете оказывается выше среднекраевого уровня, то размер превышения не учитывается при просчете налогового потенциала территории и, следовательно, не уменьшает объем дотации муниципалитету. Кроме того, в целях сокращения уровня дотационности местных бюджетов мы предлагаем всем муниципалитетам произвести замену дотации на дополнительные, индивидуальные для каждой территории, нормативы отчислений от налогов, которые зачисляются в краевой бюджет. Если местная власть активно поработает над поступлением этих видов налогов в бюджет, то может получить и дополнительные средства, так как за ними закреплен норматив, а не дотация в абсолютной сумме. В текущем году этой возможностью воспользовались 17 муниципалитетов, заменив на нормативы 539 млн. рублей дотации. И надо отметить, что муниципалитеты только выиграли от принятого ими решения. Еще один положительный момент: замену дотации на нормативы отчислений от налогов в 2007 году проводят и поселенческие муниципалитеты (71 поселение на сумму 2,2 млн. рублей), хотя в текущем году они этого не делали. Правительство края поддерживает такие решения местных властей, ведь это указывает на отсутствие иждивенческой позиции, стремление изменить ситуацию к лучшему.