00:00, 1 ноября 2006 года

На судьбу не жаловался

Учились на одном курсе мехфака Ставропольского сельхозинститута, вместе после его окончания в 1960 году пришли инженерами на черкесский завод «Холодмаш». Организаторские способности Евгения Семеновича проявились сразу – уже через год он стал начальником цеха.

У Жени (я всегда его так называл) детство было нелегким, как и у большинства наших сверстников. Ведь пришлось оно на военные и послевоенные годы. Его мать одна воспитывала двоих детей. Евгений Семенович как-то сказал: «Впервые мясо я попробовал только в девять лет». Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Успевал в учебе, занимался спортом, потом увлекся музыкой. Самостоятельно научился играть на нескольких инструментах. Даже подрабатывал этим в голодные студенческие годы.

Его трудовая жизнь с самого начала складывалась успешно. Но чтобы испытать себя как специалиста, он отправился на Дальний Восток, где четыре года проходил на рыболовецком траулере «Печенга».

Вернувшись в родной Ставрополь, работал на ряде предприятий города мастером, инженером-технологом, а потом надолго связал свою судьбу с заводом «Электроавтоматика». На нем он прошел все ступени служебной лестницы – от начальника цеха до директора завода и генерального директора научно-производственного объединения «Севкавэлектроаппарат». Именно здесь по-настоящему раскрылся его талант руководителя, здесь завоевал он уважение всех, с кем трудился рядом. Его ценили соратники и друзья за знание дела, высокую работоспособность, за порядочность и интеллигентность. А еще за то, что не расставался со спортом – играл в волейбол и баскетбол – и стремился вовлечь в эти занятия и своих подчиненных.

После учебы в Академии народного хозяйства СССР Евгению Семеновичу предлагали перейти в Москву, в главк, в министерство, но он остался верен Ставрополью, где были его корни, его жизнь.

Е. Кузнецов умел создавать доброжелательную атмосферу в коллективе, умел настроить людей на слаженную работу, всегда держал свое слово. Ему верили, на него надеялись. Поэтому неудивительно, что в 1990 году его избрали первым секретарем Октябрьского райкома КПСС Ставрополя, а потом – председателем Ставропольского горсовета народных депутатов.

И вот настал 1991-й - переломный для нашего государства год. Именно в это сложнейшее время, когда рушилась старая система и рождалась новая, Евгений Семенович указом президента России был назначен главой администрации Ставропольского края.

Ему пришлось нелегко, но он сумел собрать команду профессионалов и единомышленников и организовать работу по стабилизации экономики и социальной сферы края. Ставропольцы вскоре почувствовали, что краем управляет человек с государственным мышлением и хозяйственной хваткой.

Трагические события 1995 года в Буденновске отразились на судьбах многих руководителей края и района, некоторые понесли совершенно незаслуженное наказание за случившееся. В их числе оказался и Евгений Семенович. Однако тогдашний «хозяин» малость смягчил свой гнев, и опальный Кузнецов был направлен торговым представителем Российской Федерации в Аргентине и Республике Парагвай, где честно проработал без малого шесть лет, оставив и там о себе хорошую память.

...В последние годы мы с ним встречались практически ежедневно. Гуляли с внуками по любимому городу, вспоминали молодость, студенческих друзей, говорили о жизни, спорили о политике. Нас связывало не только прошлое. Мы оба любили Северный Кавказ и Ставрополье. Его людям он был предан до конца своей жизни. Евгений Семенович живо интересовался историей народов – в частности, адыгов, брал у меня книги о черкесах, потом мы долго их обсуждали. Это был светлый человек, его эрудиция поражала…

Юрий ГЕДЫГУШЕВ