Компромисс в корзинке

– Утвержденная ГДСК в апреле краевая потребительская корзина сначала получила одобрение правительства СК, а несколько ранее – краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, – отвечает на вопрос корреспондента «СП» заместитель министра труда и социальной защиты населения края Виктор Шевцов.

– А какова технология ее разработки? И есть ли какие-то региональные особенности? Или же что на Чукотке, что на Ставрополье содержимое «корзины» едино?

– Самодеятельности быть не может. Потребительская корзина разрабатывалась с учетом методических рекомендаций, утвержденных правительством России. Подход – единый, но учитывает природно-климатические условия, сложившиеся традиции потребления в группах субъектов страны, условно разделенных на девять зон. Рекомендации носят обязательный характер. Особенно жестко это отслеживается в дотируемых регионах страны, к числу которых относится и Ставропольский край.

Разумеется, демографическая ситуация и другие факторы не могли не отразиться на новой потребительской корзине. В ней учтены изменения общей численности и структуры населения края за последние пять лет. Изменены нормы потребления некоторых продуктов питания. Например, для трудоспособных граждан сокращены нормы хлебных продуктов – со 153 до 140 кг, картофеля – со 103 до 80 кг, но увеличены на 27% нормы потребления молочных продуктов – до 203,5 кг. Больше заложено сахара и кондитерских изделий (на 10%), мясопродуктов (на 27%) и фруктов (на столько же), рыбы (на 3%), яиц (для трудоспособных и детей – на 17%, для пенсионеров – в два раза). Так что при сохранении калорийности питания предусматривается улучшение его качества.

Кроме того, отдельно выделены услуги культуры. Как и на федеральном уровне, расходы на них предусмотрены в размере 5% от общей величины расходов на услуги. В абсолютном выражении это незначительная сумма, около 45 рублей в месяц, но важно все-таки то, что услуги культуры появились в потребительской корзине.

Разумеется, надо помнить, что корзина – это только необходимый минимум, обеспечивающий сохранение здоровья человека и его жизнедеятельность. К сожалению, на начало этого года почти четвертая часть населения края (671,6 тысячи человек) на свои доходы не могли приобрести даже этот минимум. И поэтому каждый год при формировании бюджета изыскиваются средства для оказания социальной поддержки малоимущим.

Полагаю, не случайно при обсуждении потребительской корзины на федеральном уровне отмечалось, что она сегодня – компромисс между потребностями людей и возможностями бюджета. Та же ситуация в крае.

– Итак, потребительская корзина увязана с прожиточным минимумом. Как она на него повлияет? И какие последствия это может иметь?

– Предварительные контрольные расчеты показали, что применение новых подходов к определению прожиточного минимума приведет к росту его величины на 5-6%, что соответствует общероссийской тенденции. А увеличение прожиточного минимума позволит большему числу граждан или семей обратиться за государственной социальной поддержкой, в частности, за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это очень важный момент, особенно для малообеспеченной части населения.

– Будет ли краевой бюджет нести дополнительные расходы на эти цели?

– Принятие проекта закона «О потребительской корзине в Ставропольском крае» не предусматривает прямых дополнительных расходов из бюджета края и местных бюджетов.

– Виктор Степанович, в наш адрес поступают письма с вопросом, почему периодически уменьшается величина прожиточного минимума в крае для пенсионеров, что влечет отказ в предоставлении субсидий. Это так?

– Нет. Никаких произвольных действий здесь не было и быть не может. За пять лет, то есть за время действия ранее утвержденной корзины, никаких изменений в нее не вносилось. Прожиточный минимум для пенсионера рос и продолжает расти из квартала в квартал. За время действия корзины он вырос с 1040 до 2055 рублей.

Что касается отказа в предоставлении субсидий пенсионерам, наш анализ показал следующее. Во-первых, изменился подход к назначению субсидий. Если ранее доход обратившегося за субсидией гражданина или семьи, в том числе пенсионера, сравнивался с прожиточным минимумом, установленным в крае в среднем на душу населения, то после вступления в действие постановления правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» он стал сравниваться с прожиточным минимумом, учитывающим социально-демографический состав (трудоспособные, пенсионеры, дети). А прожиточный минимум пенсионера ниже, чем в среднем на душу населения.

Вторая причина: средний размер пенсии в крае (2365,5 руб.) за последние годы не только приблизился к величине прожиточного минимума пенсионера, но и превысил его. В результате при каждом повышении, при каждой индексации пенсий какая-то часть пенсионеров теряет право на государственную социальную поддержку.

Ольга БОНДАРЕВА