Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ

– Сергей Михайлович, вы являетесь лидером Российской партии Жизни. В политических кругах в последнее время все чаще говорят о том, что партия стоит накануне «нового прорыва» на российской политической авансцене. Так ли это?

– Я уже не раз говорил, что мы рассчитываем создать фракцию в Государственной Думе в 2007 году, а в 2011-м – стать одной из ведущих сил, влияющих на политическую жизнь страны. Думаю, это реальная оценка потенциала Партии Жизни.

Партия уверенно набирает вес. Мы избегаем популист-ских лозунгов, у нас нет административного ресурса. Но за три года в партию вступили 110 тысяч человек – это реальные, а не «дутые» цифры.

Нас уже хорошо знают во многих регионах. Партия имеет представителей в органах исполнительной и законодательной власти 37 регионов, фракции в законодательных органах семи субъектов Федерации. Считаю, что мы неплохо выступили на последних выборах в Москве. Напомню, что, не обладая равным доступом к СМИ по сравнению с парламентскими партиями, Партия Жизни существенно укрепила свою поддержку в общественном мнении и набрала 4,77% голосов московских избирателей – в разы улучшив результат предыдущих выборов.

Учитывая, что прошла лишь половина срока между парламентскими выборами, такая тенденция нас вполне устраивает. Поэтому я с оптимизмом смотрю на перспективы нашей партии. Хотя некоторые моменты российской политической жизни меня, честно скажу, настораживают.

В последнее время мы видим попытки вытеснения ряда партий из участия в избирательном процессе. Хотя это делается под лозунгами стабилизации политической системы, есть опасения, что на деле результатом будет ее стагнация, неизбежная при монополии на власть. Не исключаю, что на следующих выборах нашей партии придется бороться не только за голоса избирателей, но и против заведомых преференций в пользу определенных сил.

– Вы возглавляете верхнюю палату российского парламента. Многие утверждают, что Совету Федерации необходимы изменения, в том числе и структурные. Регионы заявляют о том, что в работе этого органа обязательно должны принимать участие губернаторы, как это было прежде, хотя бы на стадии принятия федерального бюджета. Вы согласны с такой позицией?

– За двенадцать лет своего существования Совет Федерации трижды претерпел значительные изменения как в порядке формирования, так и в структуре. Каждая из моделей работы нашей палаты соответствовала основным задачам, которые она решала на том этапе. Сегодня внутри палаты тоже проходят изменения, направленные на совершенствование ее структуры с целью наиболее полно реализовывать свои конституционные положения.

В частности, уже завершена подготовительная работа по созданию Объединенной комиссии по национальной и конфессиональной политике при Совете Федерации. Сейчас мы работаем над совершенствованием порядка работы в законодательной сфере в интересах повышения качества принимаемого законодательства.

Что касается участия губернаторов в работе Совета Федерации, то мы были в числе инициаторов принятия такого решения. Сейчас мы думаем над выработкой организационных форм такого участия как по бюджетным, так и по другим вопросам.

– Сейчас идет бурная дискуссия в обществе и в среде масс-медиа относительно поправок в закон «О СМИ». На что, по вашему мнению, следует обратить особое внимание при доработке закона?

– Одним из первых законов новой России стал закон «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 года. Он, безусловно, сыграл свою прогрессивную роль в становлении средств массовой информации послеперестроечного периода, законодательно закрепил основные гарантии свободы слова и права на информацию в России.

Однако действующий закон «О СМИ» в значительной степени выработал свой ресурс адаптации к меняющимся условиям российской жизни. Естественно, что кардинально изменившаяся за прошедшее время социально-экономическая ситуация потребовала внесения в этот закон серьезных изменений и дополнений. Без этого он уже не может быть эффективным регулятором действий субъектов на сформировавшемся рынке СМИ.

В частности, в законе отсутствуют действенные инструменты для решения важных проблем СМИ – лицензирования, авторского права и др. Не урегулированы права собственности на средства массовой информации с точки зрения их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Это препятствует созданию цивилизованной конкурентной среды на рынке СМИ. Устарели нормы регулирования взаимоотношений между учредителем СМИ, вещателем, журналистским коллективом и производителями программ. По многим важным во-просам права имеют одни лица, обязанности – другие, а ответственность несут третьи.

Одним из существенных недостатков действующего законодательства является нечеткий понятийный аппарат – особенно в части, касающейся электронных СМИ. Например, один из острейших вопросов сегодня – лицензирование телевещания. Но нормы действующего закона не столько регулируют материальные и процедурные вопросы предоставления и отзыва лицензий, сроков их действия или переоформления, механизм распределения частот, сколько являются отсылочными к подзаконным актам.

Сегодня нам необходим современный, емкий и тщательно выверенный закон о СМИ. Представляется, что новый закон должен регламентировать отношения, связанные не только непосредственно со СМИ, но и со всей информационной сферой, всеми субъектами, функционирующими в этой области, включая, разумеется, информационные ресурсы.

Применительно к субъектам информационной среды важно четко определить сферу деятельности владельцев, издателей, журналистов и общественности. Закон должен стать максимально точным, конкретным, исключающим двойное, конъюнктурное толкование. Права и свободы субъектов правоотношений в информационной сфере должны находиться в прямой зависимости от ответственности за объективное, не ангажированное отражение действительности. И, наконец, он должен стать законом прямого действия, с минимальным количеством отсылочных норм, снабженным эффективным механизмом его реализации, включая стимулы и санкции.

Сегодня существует несколько вариантов новой редакции федерального закона о СМИ. Вполне естественно, что работа над этими законопроектами сопровождается широкой и острой полемикой, разворачивающейся при участии журналистов, представителей органов государственной власти, широких слоев общественности.

Для Совета Федерации участие в подготовке нового законодательства в сфере средств массовой информации является одним из приоритетных направлений деятельности. В нашей палате была создана специальная рабочая группа, которая приняла участие в разработке нового закона о СМИ, подготовленные проекты всесторонне обсуждались на заседаниях профильной комиссии Совета Федерации по информационной политике.

Не сомневаюсь, что в результате той большой работы, которая сейчас ведется, многие нынешние положения закона о СМИ будут исправлены и приведены в соответствие с требованиями времени. Однако – и в этом тоже нет сомнений – незыблемыми останутся нормы, гарантирующие свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это наша принципиальная позиция.

Ефим КУЦ