«Рыбные» места
Очень добрый глава
Во владениях племколхоза «Россия», что в Новоалександровском районе, развернулось нешуточное сражение. Разумеется, за собственность. Дело в том, что есть здесь несколько прудов, построенных и зарыбленных в 60-70-е годы, но для того чтобы подтвердить, что эти водоемы, действительно, принадлежат хозяйству, надо получить лицензию «на пользование поверхностными водными объектами». Руководство колхоза направило для этого необходимые документы, но вскоре из отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового управления пришел ответ, который буквально обескуражил главу хозяйства С. Пьянова: у колхоза нежданно-негаданно «всплыл» конкурент. Для коллектива хозяйства это было «миной» замедленного действия, о существовании которой никто и не подозревал. Пруды, как заметил глава хозяйства, веки вечные принадлежат колхозу, и даже в голову никому не могло прийти, что у них может появиться новый хозяин: о продаже водного объекта и речи не шло.
Но все-таки объявился. Местный фермер Г. Барило тоже подал заявление для получения лицензии. Как рассказал предприниматель, в рыбном деле он человек не случайный. Несколько лет назад имел свой небольшой пруд, но во время стихии потерял его. И вот вновь решил заняться любимым делом, выбрав для исполнения своей мечты два колхозных пруда. Но, как известно, одного желания по всем правовым канонам в наши дни еще недостаточно. Однако фермер сумел найти выход. Он написал заявление главе муниципального образования Григорополисского сельсовета Б. Орлову с просьбой «выделить в долгосрочную аренду сроком на 49 лет пруды «Бирюков» и «Ступников» для выращивания товарной рыбы». Глава завизировал это заявление, более того - издал два постановления, ссылаясь на статью 51 Федерального закона о местном самоуправлении, которые закрепили за просителем означенные водоемы.
Имея на руках эти документы, а также пришедшее к тому времени уведомление из Кубанского бассейнового управления, в котором говорилось, что «с момента предоставления пакета документов на период оформления и получения лицензии водопользователю разрешено пользоваться водными объектами», Г. Барило сразу же установил свой вагончик на пруду «Бирюков» племколхоза «Россия» и начал строить планы на будущее. Попытались было работники хозяйства «выставить» новоявленного пользователя из своих владений, даже в милицию подали заявление по факту его самовольных действий, да не тут-то было. Как говорится, против лома нет приема. РОВД в возбуждении уголовного дела в отношении Геннадия Барило отказало. Уверенности фермеру придавал злополучный пакет документов. По его словам, все это время он честно добивался своего.
- До этого я обращался к руководству хозяйства, просил передать пруд в аренду, но мне категорически отказали, - сетует он. - Не то что мне лично, ни одному человеку литра воды из этих прудов не дадут.
Предпринимателя всецело поддерживает глава муниципального образования, мол, все это было предпринято из лучших побуждений, дабы сделать водоемы более доступными для местных жителей, открытыми для спортивного рыболовства, а фермер якобы даже брался устраивать какие-то благотворительные программы. Ведь, как заметил сам Г. Барило, «руководство племколхоза препятствует каким бы то ни было мероприятиям, чувствуя себя безоговорочным хозяином».
- А как же иначе! – восклицает на это председатель племколхоза «Россия» Сергей Пьянов. - Эти искусственные водоемы всегда числились за нашим хозяйством, которое их строило, вложив немалые средства, – для орошения, рыболовства, да и просто отдыха. Гидросооружения находятся на нашем балансе, а значит, и распоряжаться ими можем только мы. Даже если, предположим, кому-то и была бы выдана лицензия на пользование отдельными нашими водоемами, то этому обязательно предшествовало бы заключение договора аренды, чего не произошло. Вопрос в другом. Да, у нас сегодня есть свободные пруды, но кому-то подавай только «Бирюков». Немудрено, ведь он самый приспособленный: там хорошие донные спуски, полностью готовая база.
С чужим, как со своим
Вообще, как добавил председатель, с арендой прудов хозяйству не везет. На памяти лишь печальный опыт. Несколько лет назад гидросооружения отдавали во временное пользование одним предприимчивым дельцам. Так еле-еле вернули свое добро назад, да и то с помощью суда. Теперь на отчетном собрании колхозников решили водное богатство распределить между производственными коллективами хозяйства, закрепив желающих за тем или иным водоемом. Одни, к примеру, зарыбят пруды, вторые обустроят мини-базы для отдыха. Словом, распорядятся по своему усмотрению, лишь бы отдача была. Ну, а на замечание фермера, что пруды недоступны для широкого круга станичников, колхозный глава заметил, что без охраны по нынешним временам никак, как и в любом сельхозпред-приятии: «Только чуть попусти: сегодня заберут водоем, а завтра - часть земли…».
Потому-то администрация СХПК «Россия» и обратилась в прокуратуру Новоалександровского района по поводу неправомерных, на ее взгляд, действий главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Б. Орлова и предпринимателя Г. Барило. Вскоре по итогам проверки прокуратура внесла протесты об отмене постановлений главы как незаконных. Согласно Земельному кодексу РФ, органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися только в муниципальной собственности. Земли же под прудами «Бирюков» и «Ступников» племколхоза «Россия» находятся в федеральной собственности. «Глава муниципального образования не вправе распоряжаться земельными участками, в том числе и под прудами, находящимися в постоянном пользовании СХПК «Россия», - таков был вердикт районной прокуратуры. Кстати, в бумагах, подписанных главой, вообще не указывалось, на каких правах – в аренду или собственность - Барило предоставлялись пруды, а также для каких целей…
Поле вожделения
Пруды – не единственный конфликт племколхоза «Россия» с местной администрацией. Предметом споров является еще и земля. Глава муниципального образования Борис Орлов добивается, чтобы более двух тысяч гектаров пашни были переданы в муниципальную собственность. По его мнению, доходы, которые будут поступать от их аренды, позволят пополнить скудный муниципальный бюджет, решить частично социальные и другие проблемы станицы.
Работники хозяйства недоумевают: чем обязаны такой атаке со стороны местных властей? Одно дело, если б угодья пустовали, а хозяйство «лежало», тогда и вопрос об эффективности использования земли был бы более уместен. Но в данном случае как раз наоборот. «Россия» - одно из лучших предприятий АПК края, входящее в рейтинг 300 ведущих сельхозпроизводителей России. Здесь всегда хорошие урожаи.
- Непонятно, почему мы должны передавать муниципалитету две тысячи гектаров нашей земли? Чем тогда будут жить наши колхозники и пенсионеры, а это 600 одних и 1200 других, - замечает председатель. - Ведь традиционно по итогам года за свои имущественные паи они получают зерно, муку, сахар, растительное масло. И если земля будет сдаваться нам в аренду, многого люди могут лишиться: арендная плата уйдет на сторону. Хозяйство и так платит земельный налог муниципальному образованию. Не ошибусь, если скажу, что местный бюджет получает львиную долю поступлений за счет нашего предприятия.
Камнем преткновения всей этой истории стала «безземельность» племколхоза «Россия», подобных сельхозпредприятий в крае осталось единицы. Когда в 97-м году вышел президентский указ и началась массовая раздача земли работникам на паи, здесь решили пойти по другому пути, оставшись в федеральной собственности. Земля по-прежнему принадлежит хозяйству на праве бессрочного постоянного пользования, что и порождает поле «вожделения», стремление завладеть ею.
Для осуществления задуманного местный чиновник обратился в арбитражный суд Ставропольского края с иском по передаче в муниципальную собственность Григорополисского сельсовета 2290 гектаров, расположенных на территории землепользования племколхоза «Россия». А в качестве аргумента привел постановления федерального и краевого правительств об утверждении порядка передачи земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальную, то есть о разграничении собственности.
Разбираться в этих претензиях пришлось и министерству имущественных отношений СК. Здесь однозначно пояснили, что решения о продаже или отчуждении земельных участков, принадлежащих государству, принимаются исключительно на заседаниях правительства края. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в реестре земельных участков, такие - из земель сельхозназначения - на территории Григорополисского сельсовета не значатся. У края пока не было необходимости и оснований для признания права собственности на участки, расположенные на территории этого сельского совета, которые можно было бы передать в муниципальную собственность, ибо на этой земле весьма эффективно работает племколхоз «Россия».
Арбитражный суд Ставропольского края отказал главе муниципального образования Григорополисского сельсовета Борису Орлову в рассмотрении иска. Следом была отклонена и апелляционная жалоба по этому делу. Но глава не сдается: он обратился в вышестоящую инстанцию – Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
- Случаи, сродни тому, что произошли в племколхозе «Россия» Новоалександровского района, в крае далеко не единичны, - замечает заместитель министра сельского хозяйства СК Василий Лозовой. - Такие примеры есть в Грачевском, Шпаковском, Минераловодском, Советском и других районах. Не исключено, что за всеми этими конфликтами стоят порой местные чиновники. Как правило, борьба идет за то, чтобы заполучить у успешно развивающихся хозяйств какую-либо собственность, урвать заветный лакомый кусок. Разве на плохое кто-то позарится?..