00:00, 16 августа 2005 года

Как попортить кровь соседу

А началась эта история еще лет сорок назад, когда в одном из переулков краевого центра на земельном участке были построены два дома. А между ними – общий сарай с перегородкой. Сейчас уже сложно сказать, почему застройщик решил поставить стену не посередине и не по меже, разделяющей участок на две части. Но факт остается фактом: одно из помещений сарая больше другого на 41 сантиметр. Дома были проданы двум семьям. Один из тогдашних хозяев, назовем его Николай Михайлович (тот, кого «обидела» неравная площадь подсобного помещения), несправедливость заметил сразу. И указал на нее соседям. Но те объяснили, что сам сарай их мало интересует, на его месте они возведут гараж. Вот тогда, мол, и станет граница там, где положено. И даже показали документы, согласно которым их обязали поставить капитальную стену в сарае. Однако вскоре глава их семейства умер, а вместе с ним – и планы на строительство гаража.

После его смерти фактическим владельцем дома стал сын бывшего хозяина Михаил Григорьевич. Ему-то и решил напомнить о перегородке Николай Михайлович. Но получил от ворот поворот. И вскоре - видимо, не выдержало сердце обиды – пенсионер перенес инфаркт, на долгое время лишивший его сил и желания разбираться с Михаилом Григорьевичем.

Но это, как оказалось, были только цветочки. Ягодки начались потом, когда пенсионер решил пойти по инстанциям. Конфликт разгорался с каждым днем. Беспрерывная ругань с соседом едва не закончилась трагически. Однажды, когда Николай Михайлович в очередной раз пришел к Михаилу Григорьевичу, чтобы напомнить о перегородке, то тот со злости ударил его железным прутом по голове. Если бы инвалид войны не прикрылся руками, то на этом и закончился бы спор о сарае… Больше месяца пенсионер провел в больнице с контузией. Состоялся и суд над соседом. За причиненные увечья Михаил Григорьевич получил 1,5 года условно.

А потом начались многолетние судебные тяжбы… Желание потягаться на судебном «татами» периодически возникало у обоих соседей. Но победа, поначалу сопутствующая пенсионеру, по сути, была ничем не лучше поражения. Какое бы решение ни принималось, злосчастный 41 сантиметр никак «не хотел» менять хозяина. Дело дошло до смешного: перегородка, из-за которой и был затеян весь сыр-бор, была разрушена после одной из судебных «схваток». А новую так и не поставили…

Сейчас пенсионер написал жалобу в Верховный суд РФ. Теперь он ждет ответа и надеется, что тяжба завершится в его пользу. При этом сетует, что нанимать адвоката нет смысла. Его услуги стоят около пяти тысяч рублей, в то время как восстановление перегородки обойдется максимум в две тысячи…

За комментарием корреспондент «СП» обратился к прокурору Ленинского района Ставрополя Андрею Власову.

- История типична, - говорит он. – Почти ежедневно в прокуратуру приходят люди с имущественными спорами и проблемами. Большинство из них не первый год ведут «битву за землю». И зачастую их борьба не обходится «малой кровью»: длительные тяжбы отнимают здоровье и силы. Бывают случаи, когда люди «ищут справедливости» не годы, а десятки лет!

А ведь всех неприятностей можно было избежать, если бы люди сами не доводили ситуацию до того предела, когда реально уже сложно что-то изменить. Есть три основные ошибки, которые приводят к долгим имущественным спорам. Во-первых, нередко, приобретая недвижимость, люди не хотят обращаться к специалистам, дабы сэкономить деньги. Или же прибегают к услугам недобросовестных контор. В итоге документы оформляются с ошибками, что чревато большими неприятностями.

Или другой момент. Получая наследство, многие откладывают оформление документов «на потом». Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И когда время уже поджимает, бегут в соответствующие инстанции, надеясь быстро решить вопрос. И зря: ничего, кроме долгой и изнурительной волокиты, их в таких случаях не ждет.

Третья проблема – это несвоевременное обжалование судебных решений. Есть оговоренный законом срок вступления их в законную силу. Опоздал – значит, сам себе создал лишнюю головную боль.

Суть же всего вышесказанного одна: если действовать в соответствии с законом, ответственно подходить к каждой возникающей имущественной проблеме, то жизнь будет гораздо проще у всех: и у граждан, и у работников тех структур, в чьей компетенции решение этих вопросов.