малая авиация

Об этой серьезной проблеме вчера говорили на заседании краевой межведомственной комиссии по выполнению авиационных работ при правительстве СК. Участниками встречи стали представители министерства сельского хозяйства, минпромтранса, Южного межрегионального территориального управления Федеральной авиационной службы России, руководители ряда авиакомпаний ЮФО и многие другие.

Весна набирает силу. Совсем скоро в небо над полями для проведения сельскохозяйственных работ поднимутся самолеты малой авиации. В прошлом году они обработали свыше двух миллионов гектаров пашни. Это 42 процента всей площади. Услугами малых авиаторов воспользовались 265 предприятий края, официально заключивших договоры с летчиками, имеющими соответствующие лицензии. В то же время 87 хозяйств решили пойти по более легкому, а главное, дешевому пути, отдав предпочтение «воздушным пиратам», которые выполнили четвертую часть всего объема работ. Практически напрочь забыли согласовать свои действия с межведомственной комиссией по проведению авиахимработ в Кировском районе, немало нарушений также отмечено в Благодарненском, Петровском, Георгиевском и других районах.

Как отметил секретарь межведомственной комиссии Вячеслав Воронин, одно радует, что «пиратов», судя по итогам прошлого года, становится меньше. И все же проблема не теряет остроты. В минувший сезон, утверждают авиаторы, нелегально работали 23 борта. Все рекорды подпольной деятельности побило ООО «Северо-Кавказский Агрохим», обработавшее без пакета разрешительной документации 49 тысяч гектаров пашни. Авиатехника этого предприятия вообще не зарегистрирована в Южном окружном территориальном управлении воздушного транспорта Минтранса РФ.

В этом же списке – ООО «Иволга», которое проводило комплекс работ в Петровском районе. Интересно, что на просьбу межведомственной комиссии дать объяснения по этому поводу из района пришел ответ: вся необходимая документация в норме. На самом же деле в результате проверки выяснилось, что документы были поддельными, сама же лицензия «Иволге» попросту не выдавалась.

Ясно, что «черные» авиаторы любыми путями стараются остаться незамеченными, дабы уйти от уплаты налогов. Но и это еще не самое страшное. Пилоты поднимаются на судах, которые уже давно отработали свое. Борт с истекшим сроком эксплуатации, как правило, не имеет радиосвязи и похож на груду металлолома в воздухе, которая в любую минуту может рухнуть неизвестно где…

Заместитель руководителя Южного окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранспорта РФ Лев Гуров рассказал, что уже имеются случаи, когда под видом проведения сезонных авиахимработ пилоты на своих судах перевозили наркотики, оружие, боеприпасы и другие подпольные грузы. По большому счету, бороться с «черными» бортами сегодня приходится без должного участия правоохранительных органов, – не раз подчеркивалось на заседании комиссии. Зорко следя за деятельностью тех, кто имеет лицензии и сертификаты, и, привлекая их к административной ответственности по любому поводу, правоохранители почему-то в упор не видят воздушных пиратов.

И еще одна больная проблема поднималась на заседании. Имеющийся авиапарк устарел, особенно это касается самолетов Ан-2. По словам заместителя министра сельского хозяйства СК Александра Ялового, конструкторские бюро сегодня готовы предложить авиакомпаниям новейшие, а главное, экономичные летные модели. Причем в качестве эксперимента – на вполне доступных финансовых условиях. Ставропольские авиаторы пока безмолвствуют…

Татьяна СЛИПЧЕНКО