00:00, 11 февраля 2005 года

Ужасы нашего городка

p2 Резонанс: «Тарифы зашипели, поползли и укусили», «СП», 1.02.2005 г.

Цифры, которые приводятся в комментарии, среднекраевые. Но, наверное, многие хотят услышать от коммунальных служб Ставрополя объяснение, почему тарифы в этом городе растут в два раза быстрее, чем в среднем по краю, и, главное, почему они вообще растут такими «бешеными» темпами?

Сравнение темпов роста тарифов на коммунальные услуги
(2005 г. к 2004 г. в %):

    Услуги    | В целом  | по г. Став- | Разница 
                по краю       рополю     в темепах
                                         роста (%)
Рост тарифов, 
всего             19         39,1        в 2,1 р.
в т.ч.
- оплата жилья    29         49          169
- водопровод 
и канализация     17,5       48          в 2,7 р.
- отопление       18         26          144
Кроме того,
- электроэнергия  -          9,1         -
- газ             -          25          -
В среднем по строке рост тарифов составил 23,3%.

Конечно, на все можно найти объяснение. Скажут: нельзя рассматривать отдельно «выхваченный» год. Чтобы избежать этой погрешности в статистике, возьмем рост тарифов по Ставрополю за последние пять лет:

  Услуги     |Ед.изм.|На 1.01.|На 1.01.|Рост за |Средне-
                       2001 г.  2005 г.  5 лет   годовые
                                                 темпы 
                                                 роста 
                                                 (в %)
- оплата 
  жилья       руб./м2    1,12     6,68  в 6,0 р.  43
- водопровод    
и канализация руб./чел.  18,30  106,55  в 5,8 р.  42
- отопление   руб./м2    1,60     6,77  в 4,2 р.  33
Кроме того,
- электро- 
энергия       кВт.час    0,44   1,20    в 2,7 р.  22
- газ         руб./чел.  11     50,40   в 4,6 р.  35

Таким образом, темпы роста ряда основных тарифов в 2005 году даже превышают среднегодовые за последние пять лет. То есть 2005 год не «выхваченный» год, а типичный и закономерный. Происходит ежегодный безудержный рост стоимости услуг для населения.

Для сравнения: пенсии за этот же пятилетний период выросли в 2,2 раза, или в 2,5-3,0 раза росли медленнее коммунальных тарифов. Пенсионеры – самый незащищенный слой населения, на котором более всего отражается рост коммунальных тарифов.

Отдельного пояснения требует рост тарифов на газ. В ноябре 2004 года постановлением правительства СК нормы расхода газа были увеличены с 1 января 2005 года на 25%. Значит, и цены увеличились на 25%. А в феврале сего года ожидается уже рост не норм расхода, а тарифов на газ на 35,4%. Если одно наложить на другое, то получится в целом увеличение расходов населения за год на 69%, что само по себе беспрецедентно! Но с января 2003 года уже проходило увеличение норм расхода газа на 9%. Что происходит? Разве население реально увеличило свой ежесуточный расход газа на 34%? А может, тем самым монополисты стараются покрыть какие-то другие расходы, например, на строительство?

Жилищно-коммунальная система – крупнейшая государственная монополия, оставшаяся со времен советской централизованной плановой экономики. За последние 15 лет она практически не подвергалась реформированию. Система бесконтрольная. Это «черная дыра», куда исчезают значительные средства населения. Некоторые, обосновывая рост тарифов, говорят, что мы приближаемся к европейским стандартам, когда на оплату коммунальных услуг уходит до 25% семейного бюджета. Но тогда надо, чтобы и доходы населения были подняты на уровень европейских стандартов, а не только расходы. Есть огромная разница в том, сколько остается на «жизнь», если вычесть 25% от 2000 руб. в России или 2000 долларов на Западе!

Я, как избиратель, вношу предложение в Госдуму края о принятии краевого законодательства и внесении законодательной инициативы в Госдуму России об ограничении начиная с 2006 года роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги уровнем планируемой инфляции с последующей корректировкой по фактической инфляции. Почему это инфляция в 2004 году – 11,5%, а тарифы выросли на 40%? Понятно, что в расчет инфляции входит много других факторов. Но получается, что по другим факторам где-то проходило большее удешевление затрат населения. Где? На мясе, яйцах, молочных продуктах, транспорте? Что-то не вяжутся цифры.

Прецедент увязки коммунальных тарифов и уровня инфляции имеет место. Пару лет назад РАО «ЕЭС России» при разработке долгосрочных перспектив развития энергетики заложило рост тарифов не выше инфляции. И у этого монополиста самый низкий процент роста тарифов за последние пять лет, а на 2005 год - вообще 9,1%.

Развитие рыночной экономики должно сопровождаться государственным регулированием. Таким путем идет большинство развитых стран. Государственное регулирование экономикой помогло США выйти из кризиса 30-х годов прошлого века, обустроить послевоенную Германию до уровня самой социально обеспеченной страны в мире. Без такого регулирования нам никогда не справиться с бедностью.

P.S. В процессе подготовки статьи цены на газ решением энергетической комиссии СК с 18 февраля подняты на 26 проц., и с учетом ранее увеличенных норм расхода газа, затраты населения возрастуцт на 58 проц.

Oфициальные же комментарии по поводу резкого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги – такие. Как сообщает пресс-служба губернатора края, на Ставрополье планка роста примерно соответствует среднероссийскому уровню, а в сравнении с другими регионами Южного федерального округа наш отличается, цитируем, «щадящим ростом цен на услуги ЖКХ». Так, в Волгоградской области среднее увеличение составило 34,1%, в Ростовской – 38,7%, в Краснодарском крае - 39,9%, а в Ставропольском - всего 23,1%. И теперь «стоимость услуг на человека в месяц по средневзвешенным нормативам потребления составляет 636 рублей». Напомним, что это данные официального Ставрополья.

Далее в пресс-релизе говорится, что повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг «сопровождается осуществлением мер социальной поддержки населения, основной из которых является предоставление адресных жилищных субсидий». В каждом районе и городе созданы отделы жилищных субсидий в структуре предприятий ЖКХ. Более того, правительством края принято решение о переходе на 100-процентную оплату коммунальных услуг на год позже - с 1 января 2006 года, а не с 2005-го, как предусматривает федеральный стандарт. Сделано это, цитируем, «во избежание социального напряжения среди населения».

(Cоб.инф.)