00:00, 17 мая 2003 года

Натюрморт для президента

Что же это за мир, в который нас погружает художник? Вот «Жемчужина», вместившая в себя миллионы звезд: «портрет» нашей крошечной планеты, каким-то чудом ожившей в огромности мирозданья? Горестно потупился Ангел. Он ранен. Гулом вражды, злыми речами, несовершенством мира? Боль получает у мастера форму и цвет, равно как и музыка небес в «Колоколах».

Его потребность осмысления именно земного пути, неутомимость воображения заставляют сразу припомнить всю жестокую милую жизнь, всю родную странную Землю. Две фигуры на холсте, на Земле: «Игра» – вечное боренье добра и зла, темного и светлого, праведного и грешного. На шахматной доске жизни, продуваемой холодными сквозняками распрей, междоусобиц, воинственных речей, шантажа, горьких и светлых истин, они встречаются и ведут свой поединок в столетьях вновь и вновь.

В ряде живописных работ Сергея Паршина сплетаются вопрос и ответ, они то благословляют, то приглашают к размышлению. Среди его героев – ангелы-хранители («Свет»), искусители («Интрига»), мудрецы («Курган»), добрые друзья и просто радующие глаз персонажи. Им «к лицу» все эти тоги, мантии, хламиды, подчеркивающие их безбытность, своеобразную «космичность». Художник уверен: «Мир человека гораздо более таинственный, чем мир космоса». Вглядываясь в мимо текущую современность, скользя взглядом по пейзажу, быту, он вдруг ныряет в глубину и возвращается с добычей обобщенья. И получаются живописные притчи, новеллы, эссе, баллады, символы, сказы про жизнь. При этом художник не уходит от живых и глубоких впечатлений реальности. Он только комбинирует их по-своему. Он стремится к свободному движению в новом, им открытом и завоеванном художественном пространстве. И больше заботится о впечатлении целого, чем о подробностях.

Сергею интересны «священные камни» старины («Стоунхендж») и сегодняшний клубень картофеля с ростками новой жизни. В его полотнах «Под степью», «Под Крепостной горой» встретились века. Казалось бы, лошадь и есть лошадь: четыре копыта, хвост да грива. У Паршина она «стоит на месте вскачь», вся – ритм, действие, энергия. Над ней – Георгий Победоносец, а где-то под копытами рассыпаны строки из повести о ее эпической участи.

В большинстве своем все фантазии творчества Сергея Паршина – местные, здешние. И юг, и север, но все – Россия. И «Вечерний букет» с густым запахом июня, и наша ковыльная степь, где струится ток времени, и заиндевелый куст с пожаром алых ягод, и всплывшее из сновидений лицо женщины – единственной во Вселенной, и «Русский натюрморт»…

О последнем – разговор особый. Именно это полотно было выбрано Михаилом Горбачевым в качестве подарка президенту Путину в день его 50-летия. Сергей узнал об этом постфактум, по возвращении из Европы. Но не скрывал, что новость была ему приятна.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть. Сергей Паршин из последних. Он много путешествует, а затем в своих работах как бы перелистывает книгу впечатлений. Он увидел мир, а мир – его картины благодаря сотрудничеству с Международной общественной организацией художников «Солнечный квадрат», филиал которой создан и на Северном Кавказе. Им проведен ряд выставок в Ставрополе, Краснодаре и арт-симпозиум в Архызе.

Сегодня работы Сергея Паршина в частных коллекциях на родине и за рубежом, в музеях России и других странах мира. Есть они у Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В галерее города Безье – побратима Ставрополя, в Горбачев-фонде – его постоянно действующие выставки.

- Сколько себя помню, рисую, - признается Сергей.

Что до сих пор греет ему душу?

- Поездки к деду в село Донское и… запах хлеба, а еще – цветы луговые и поля подсолнухов.

- Счастливый ли я человек? Наверное, да. Потому что рядом люди, родные по духу, по восприятию жизни. Ставрополь – мое вдохновение. У моего родного города – особая аура. Мне здесь комфортно и, как нигде, легко работается. Я отсюда – никуда, здесь мои труды и дни.

Сейчас Сергей Паршин активно готовится к своей первой на Ставрополье персональной выставке, которая пройдет в рамках празднования 200-летия КМВ. Экспозиция будет развернута в Кисловодской картинной галерее.

Алла МОЩЕНКО