А суд у нас мировой
О процессе становления мирового судейства в крае нашему корреспонденту рассказывает начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края Валерий БУДКО.
- О мировых судьях большинство из нас знает понаслышке, в лучшем случае - из школьных уроков истории России. Расскажите, пожалуйста, коротко, что представляет собой этот институт судебной власти, какими правами обладает и, главное, а судьи кто?
- Любой человек рано или поздно может столкнуться с судом, причем, вполне вероятно, эта «встреча» может изменить его судьбу. Поэтому мы все хотим, чтобы наш суд был скорым, правым и справедливым. Но всегда ли наши суды, к примеру, скоры? Не секрет, что многие дела рассматриваются годами. Нагрузка на судей за последние шесть лет выросла в три раза. Она превышает все нормы и порой становится причиной судебных ошибок, поверхностного рассмотрения дел. Решить эту проблему и был призван вновь создаваемый институт мировых судей. Они, являясь судьями субъектов Федерации, в то же время входят в единую судебную систему РФ и обладают таким же, как и федеральные судьи, правовым статусом.
В соответствии с законом «О мировых судьях» введение этого института поэтапно идет с 2001 года. И наш край не исключение. Согласно законодательству мировые судьи у нас назначались на должность Госдумой СК на конкурсной основе. Срок полномочий судьи, избранного впервые, – три года. При повторном и последующих назначениях – пять лет. Требований к мировому судье достаточно много. Он должен быть в возрасте не моложе 25 лет, иметь высшее юридическое образование и профессиональный стаж не менее пяти лет, сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей Ставропольского края, а также иметь незапятнанную репутацию. Так что к подбору каждой кандидатуры подходили очень тщательно. Теперь штат мировых судей полностью укомплектован, все 119 человек работают. И, надо сказать, работают хорошо. Во многом - благодаря очень жесткому отбору. Наши мировые судьи – это бывшие прокурорские работники, бывшие адвокаты, бывшие работники районных судов.
По данным крайсуда, мировые судьи уже «разгрузили» районные суды на 47 процентов гражданских и 29 процентов уголовных дел, упростив при этом саму систему судопроизводства. В прошлом году на рассмотрение в качестве суда первой инстанции к мировым судьям Ставропольского края поступило более 63 тысяч дел. Единолично судьями было рассмотрено 60 тысяч дел. Особо следует отметить таких судей, как Т. Лейбич, С. Руденко, Ж. Гориславская, В. Баскаев, рассмотревших максимальное количество дел с минимальным «браком». Они на деле доказали свой высокий профессионализм и объективность, в короткий срок завоевали доверие местного населения. Тем более что многие из них были хорошо известны в своих районах как справедливые и высокопорядочные люди.
Замечу, что с введением в действие нового Уголовно–процессуального кодекса РФ и нового Кодекса РФ об административных правонарушениях во втором полугодии 2002 года поступление дел к мировым судьям по сравнению с первым увеличилось вдвое. Вместе с тем количество отмененных дел составило лишь 0,03 процента, что говорит о профессионализме действующего состава мировых судей. И еще один немаловажный факт: в результате деятельности мировых судей значительно возросли поступления денежных средств в консолидированный бюджет Ставропольского края – более 40 миллионов рублей за год.
- И все же… Насколько мне известно, год работы мировых судей выявил и пробелы в законодательстве. Например, в законе «О мировых судьях» записано, что судья избирается населением судебного участка или законодательным (представительным) органом власти субъекта Федерации. Это «или», задуманное как исключение, в действительности стало общим правилом. Или такой момент: апелляцию на решение мирового судьи рассматривает судья районного суда, то есть решение одного судьи пересматривает точно такой же судья. Но судьи-то все равны!
- Могу продолжить. Практика уже доказала, что необходимо введение должности старшего мирового судьи. Юридически ее не существует, однако в повседневной деятельности таковая эффективно применяется, поскольку значительно облегчает взаимодействие мировых судей по общим, организационно-методическим и иным вопросам.
Проблемным остается вопрос об охране судебных участков и исполнении принятых мировыми судьями судебных решений. Однако в штатном расписании не предусмотрено выделение судебных приставов на участки к мировым судьям. Этот вопрос в компетенции федерального центра.
Особо хотел бы сказать о важности более четкого и детального определения судебных процедур, отличающих деятельность мировых судей. Речь идет о расширении упрощенного судопроизводства, примирительных процедур (в том числе в целях прекращения уголовных дел). Без этого мировые суды в значительной мере утрачивают свою специфику, превращаясь по сути в филиалы районных судов с единственной функцией – разгрузки последних.
Изменения нужно вносить и в границы судебных участков, так как административно-территориальные образования в крае распределены неравномерно. Это первое. Второе. В ходе подготовки Всероссийской переписи населения 2002 года выяснилось, что на картах многих населенных пунктов не отмечены новые улицы и улицы, реально уже не существующие, изменилась численность населения на судебных участках. В связи с этим нужно упразднять и учреждать новые участки, вводить дополнительные должности мировых судей. Считаю также, что назначение мировых судей на должность должно быть еще более прозрачным, то есть происходить по представлению губернатора Ставропольского края, основанному на рекомендации краевой квалификационной коллегии судей и согласованному с соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Часть противоречий уже удалось устранить постановлением губернатора и внесенными в закон Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» изменениями и дополнениями.
Другая проблема – временное замещение мирового судьи в случае болезни, отпуска и так далее. В дореволюционной России помимо мировых судей существовали еще и почетные мировые судьи, также избираемые, но работавшие без вознаграждения. К почетному судье шли либо по желанию, либо в отсутствие участкового мирового судьи. Таким образом, почетные вполне могли бы разрешить эту проблему, но не- понятно, кто реально мог бы ими стать. Это должны быть в большей степени просто умудренные жизненным опытом люди, нежели профессиональные юристы, их задача – разрешить спор по совести, по справедливости, но конституционные ограничения (судья согласно Конституции РФ не может не иметь высшего юридического образования) не позволяют вводить такие должности.
Так что работы у нашего управления впереди еще предостаточно. Но главное для нас - следовать основным принципам российского мирового судопроизводства: быстрота решения, вежливость и равное со всеми сторонами обращение судей…