Приобщение к Европе
Несколько дней назад вступил в силу Закон об уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае. Начало обсуждения законопроекта не обещало ему легкой судьбы.
Но в конце концов появление документа депутаты Госдумы края оценили как знаковое событие в жизни Ставрополья.
Столь же высоко оценивает его и президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия" А. Сунгуров – о значимости принятого закона в судьбе региона он говорил недавно на открытии научно-практической конференции в СГУ. Об этом же с ним беседовал корреспондент "СП".- Александр Юрьевич, отрадно, что гости края уже информированы о том, что у нас принят закон об уполномоченном по правам человека. Кстати, еще в ходе первого чтения не было очевидно, будет ли он принят. Часть депутатов говорили о том, что не представляют, зачем нужен такой закон, выражали опасения, что уполномоченный станет институтом по пересылке жалоб из одной инстанции в другую. Были и такие мнения: принимая закон, мы как бы признаем тем самым, что у нас бездействуют остальные государственные институты, которые должны обеспечивать защиту прав человека, например, прокуратура...
– Действительно, определенная опасность того, что институт уполномоченного может превратиться в бюро по пересылке жалоб, есть. Но дело в том, что уполномоченный имеет в руках очень серьезные инструменты – он может знакомиться с любыми документами, любой чиновник должен давать ему показания. И в этом плане это довольно сильный орган власти в том ее понимании, что называют властью авторитета, а не властью силы. Что же касается прокуратуры, то действительно, если бы она работала идеально, уполномоченный не понадобился бы. Но проблема в том, что прокуратура составляет некую вертикаль. И очень часто на каком-то уровне вертикали начальство дает команду – приостановить расследование или, напротив, начать его. А уполномоченный – вне вертикали, он назначен на пять лет, никто его практически не может снять.
– Как бы вы обосновали для жителей края необходимость этого инструмента в наших условиях?
– Необходимость гигантская, потому что главная задача этого института, как считается во всем мире, – повышение эффективности деятельности самой власти. Если предположить, что власть у нас идеальная, тогда ничего не надо. На самом деле у любой власти есть простор для ее развития, тем более у российской. И в этом плане, рассматривая жалобы людей, уполномоченный не только помогает конкретным лицам своими рекомендациями и авторитетом. Но и опираясь на обращения, как на индикатор недостатков в работе аппарата государственной машины, он дает рекомендации, как эти недостатки устранить – поправить чиновника, либо изменить закон. В этом плане любой умный руководитель заинтересован, чтобы в регионе была такая независимая организация. И если в Ставропольском крае губернатор понял эту необходимость, я очень рад за ставропольцев.
– Мне понравилась ваша фраза: возможно, чиновники сами не поняли, что они приняли...
– Посмотрим. На самом деле люди действительно часто не понимают всей значимости института уполномоченного по правам человека. Ведь это не только краевой закон. Защита прав человека – приоритет нашей страны, как члена Совета Европы, то есть, принимая документ, сразу же мы становимся частью международного, причем правового сообщества. Маленький пример. В июне наш центр будет помогать Совету Европы проводить семинары по разъяснению решений Гамбургского суда по правам человека, чтобы чиновники и юристы на местах понимали, насколько это все серьезно. И конкретными нашими партнерами будет аппарат уполномоченного по правам человека в регионах. Так что это уже внедрение международного, европейского взгляда не только на права человека, но и на систему государственного управления, функционирования власти. Если на Западе она рассматривает себя прежде всего как чиновников, живущих на налоги граждан, подотчетных гражданам и обязанных работать эффективно, то у нас государевы служащие до сих пор смотрят, где тот государь, которому они служат. Уполномоченный – шаг на пути изменения этой ситуации.
– Во многих регионах России уполномоченные по правам человека уже работают. Есть ли такой институт на Северном Кавказе, кроме Ставрополья? Что за люди его возглавляют?
– Я знаю, что закон принят в Краснодарском крае, но пока на должность уполномоченного никто не избран. Ближе всего к Ставрополью в этом плане Калмыкия. Но там, скорее всего, вариант имитационной модели, когда правитель, принимая такой закон, хочет иметь просвещенное лицо. Возглавляют институт самые разные люди. Из них только половина имеет высшее юридическое образование. Очень часто – это бывшие депутаты.
– Я знаю, у вас запланирована встреча в аппарате правительства края на тему нашего закона. В чем ваш интерес именно к Ставрополью?
– Институт уполномоченного по правам человека, как важная часть становления правового государства оправдал себя во всех странах, особенно в процессе перехода от авторитарного к демократическому обществу. И поэтому наша задача, чтобы он развивался везде, где регионы к этому дорастают. Тем более Ставрополье, где существуют реальные проблемы и конфликты, в ходе которых нарушаются права людей, должно иметь этот институт. Наш центр "Стратегия" чем может - помогает: и советом, и экспертной помощью. Я эксперт Совета Европы, и в этом плане возможны также ресурсы Европейского Совета. Не скрою, исходя из общих проблем и из понимания проблем Ставропольского края, мне особенно важно, чтобы этот институт "пошел" и в вашем регионе.
28 мая 2002 года