"Налоговая революция":что она даст предпринимателям края
"Правитель должен устанавливать такие налоги, как если бы брал их с самого себя" (Древняя мудрость).
В отношении новых, но уже разрекламированных налоговых инициатив для малого бизнеса пафос неуместен. Во всяком случае, до тех пор, пока они не вступят в законную силу, что, очевидно, произойдет 1 января 2003 года (хотя "горячие головы" в правительстве страны планировали ввести послабления уже в июле нынешнего, но... не скоро дело делается, тем более такое). Сейчас же революция свершилась только в умах отдельных чиновников.
Курс на снижение налогового бремени для самого сгорбленного под ним – мелкого предпринимательства – взят. И это главное. Его суть отменно вкусна (без учета тех компонентов, которыми наверняка снабдят "кушанье" депутаты ГДРФ – в ходе обсуждения и принятия). Предприниматель или предприятие (со штатом до 20 человек и доходом до 10 млн. руб. в год) освобождаются от всех налогов и сборов, за исключением одного – того, который плательщик выберет сам из трех предложенных "кандидатур": это два вида упрощенного налога – на доход (20%) и с оборота (8%), а также единый налог на вмененный доход (ставка – 15%).
Кстати, прозванный в народе "невменяемым", по сути, таким и стал (а ведь при рождении враждебностью не отличался), о чем свидетельствует читательская почта. "За три года местные власти несколько раз повышали единый налог", – пишет К. Денисова от имени предпринимателей Изобильного. Все мы помним развернутую в ряде районов настоящую войну с коэффициентами. Тем не менее налоговые платежи выросли, причем значительно. Куда-то из законодательства исчезли льготы при уплате "единого" для предпринимателей-инвалидов, афганцев, чернобыльцев, которые одно время могли устанавливать органы местного самоуправления. Этот вопрос тоже волнует, поскольку касается, наверное, самой незащищенной части бизнес-корпуса. Возможно, его тоже решит новое "малое" налоговое законодательство, у которого на поверхности отрицательная черта пока что в единственном числе – мало кто видел его воочию.
Но уже дана воля слухам и домыслам. Их много крутится вокруг региональной политики – как отнесутся местные власти к инициативе центральной. Как-нибудь да отнесутся – это точно. И вряд ли пойдут в пику (естественно, внешне). Тем более что и Госдума, и Совет Федерации (их руководители, по крайней мере) поспешили продемонстрировать полное радушие почти что нежданному "гостю" - пропредпринимательской системе налогообложения. И сделать ее на сто процентов "анти" в этот раз регионам, вероятно, не удастся: в числе их полномочий, например, право вводить или не вводить единую систему налогообложения, что дает совсем немного шансов на успех операции "Задушим малый бизнес!". Но некоторые попытаются.
Как отнесутся ставропольские законодатели? Известно, ярых сторонников предпринимателей мелкой и средней руки среди них мало. Большинство представляет интересы отнюдь не малого бизнеса. Снижение для оного налогового пресса не сулит им никакой выгоды. Как уже сказано, выбор налоговой системы отчасти остается за краевой Думой, так что гадайте сами – в чью пользу сделают его наши депутаты. Проблема малого бизнеса еще и в отсутствиии в определенных кругах широкомасштабного лобби. Среди сегодняшних народных избранников нет ни одного, кто вошел бы в Думу с флагом лоточников и челноков. Правда, Союз предпринимателей Ставропольского края на выборах поддержал А. Яшкунова, в связи с чем на нынешнего председателя сильного думского комитета и будет возлагать особые надежды.
Оборотная сторона "налоговой революции" мало лицеприятна. И дело не в самом документе, а в той "инфраструктуре", которая потихоньку строится уже сейчас. Имею в виду ставку на увеличение эксплуатационных расходов (электричество, вода, отопление) и "зарытую собаку" – землю. Рост арендной платы и налога на землю - дело, конечно, наживное, но в последнее время этот процесс что-то сильно стал регулироваться и разруливаться, причем совершенно понятно, в какую сторону. Вот и наши читатели – торговцы мини-рынка возле райбольницы села Кочубеевского – возмущены: "С 7 февраля 2002 года плата за торговое место увеличилась с восьми до двадцати рублей, и мы вынуждены поднимать цены, хотя и обслуживаем малообеспеченные категории населения. Убедительно просим разобраться с этими вывихами". А с чем тут разбираться? С нового года увеличилась ставка земельного налога, соответственно полезла вверх стоимость торговых мест на всех рынках. И это не предел: Госдума смакует очередное предложение российского правительства - повысить арендную плату и налог на землю еще на 80%.
"При таких размерах арендной платы она становится сопоставима с налоговыми платежами" – цитата из письма в редакцию председателя Совета организации защиты прав предпринимателей Ставрополя А. Фатеева. Не только становится, но скоро их перерастет. Те, кто надеется благодаря "налоговой революции" вывести малый бизнес из тени, сделать его видимым, не дураки. Никто из них не планирует упускать при этом хоть часть поступлений в казну. Налоговые потери сполна будут компенсированы за счет арендной платы: благо, что вести двойную бухгалтерию вокруг занимаемой площади ну очень сложно.
Единый социальный налог – что с ним? Бури возмущения, захлестнувшие предпринимательскую среду после его введения, не пошли на убыль: почта нашего отдела экономики тому подтверждение. Несмотря на то что налог трудно рассчитывается и так же трудно администрируется, он действует. И сделает немало зла, хоть по проекту готовящейся "революции" чиновники намерены искоренить его как "врага народа". Но пока взойдет солнце, под покровом ночи еще свершится немало бед.
5 апреля 2002 года