06:00, 1 февраля 2002 года

Российская экономика может захлебнуться в мазуте

Запасы мазута на российских заводах достигают критического уровня. Основной потребитель мазута – РАО ЕЭС резко сократило закупки этого вида топлива, предпочитая более дешевое газовое сырье. Других крупных и платежеспособных потребителей мазута в стране нет.

Cнизить производство мазута нефтяные компании не могут. Дело в том, что технологически мазут представляет собой тяжелые фракции углеводородов, получаемые при переработке сырой нефти.

Невозможно произвести, скажем, бензин и дизельное топливо, не получив при этом значительного количества мазута.

Выход – экспорт мазута за рубеж, где есть достаточный спрос на этот продукт. Однако в условиях падения мировых цен на нефть цены на мазут также падают. Между тем экспортные пошлины на его экспорт остаются неизменными – 20 евро за тонну. Даже последнее, январское, сокращение пошлин на экспорт нефтепродуктов затронуло только бензины и дизельное топливо и не коснулось мазута. При этом экспорт мазута (учитывая и высокую стоимость транспортировки и высокие пошлины) является прямо убыточным. По подсчетам экономистов, убытки российских нефтяных компаний составляют от 15 до 25 долларов США за тонну экспортируемого мазута.

Складывается парадоксальная ситуация. В связи с принятыми Россией обязательствами по сокращению экспорта нефти дополнительные объемы ее поступают на внутренний рынок. Увеличиваются объемы ее переработки. Между тем в стране есть спрос на дополнительные объемы светлых нефтепродуктов (прежде всего – на высокооктановые бензины Аи-92, Аи-95), однако их невозможно произвести, не увеличив запасы мазута. Возможности его хранения ограничены. Что же делать? Емкости российских нефтеперерабатывающих заводов близки к заполнению, а слив мазута в почву приведет к экологической катастрофе.

Сложившуюся ситуацию можно оценить как катастрофическую для российской нефтяной отрасли. Единственный выход для нефтяных компаний – снижение добычи нефти, объемов выработки всех видов нефтепродуктов. В результате государство может недополучить огромные налоговые поступления (вспомним, что нефтяная отрасль - крупнейший в стране налогоплательщик). Для потребителей все это приведет к возобновлению роста цен на бензин.

Между тем возврат пошлин на мазут к разумному уровню позволит не только решить проблемы затоваривания российских нефтеперерабатывающих заводов, но и возобновить поставки продукции на зарубежные рынки, повысить прибыльность нефтеперерабатывающего сектора и увеличить налоговые отчисления в бюджет. Напротив, затянувшееся отсутствие российских производителей на внешних рынках приведет к тому, что возвращаться будет некуда: наше место активно осваивают конкуренты. Хочется верить, что эта нехитрая экономическая логика очевидна и для правительственных чиновников.

Сергей ТРЕТЬЯКОВ
«Российская экономика может захлебнуться в мазуте»
Газета «Ставропольская правда»
1 февраля 2002 года