18:31, 3 апреля 2025 года

Для ветерана Григория Башкатова война – это пекло пустыни, муссонные дожди и бои

Наша справка

Григорий Башкатов. Ветеран Великой Отечественной войны. Капитан морской пехоты в отставке. Имеет боевые награды. Заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат ветеринарных наук. Член Союза журналистов России. Член президиума Ставропольской городской общественной организации помощи и поддержки ветеранов «Защита».

++++++++

Григорию Башкатову, 97-летнему жителю Ставрополя, есть что рассказать о войне. Особенно о событиях на Дальнем Востоке, где в августе 1945 года СССР, выполняя соглашение между союзниками – Великобританией и США, вступил в войну с милитаристской Японией. В ней участвовал и Григорий Абрамович, о чем поделился в своих воспоминаниях. Публикуем отрывки из них, но прежде всего стоит заметить, что любая война – это не только бои, но и повседневный тяжелый труд. Кто-то сидел в окопе, а кто-то в штабе, кто-то находился на линии огня, а кто-то во втором эшелоне, но здесь нет разницы между ними, потому что все они находились на фронте, хотя у каждого, скажем так, была своя война.

Изнурительный марш

… В конце июня 1945 года наше воинское подразделение с Урала направили в Монголию, где мы вошли в состав 221-й Краснознаменной ордена Суворова Мариупольской стрелковой дивизии. Шла подготовка к войне с Японией. До границы с Маньчжурией, где правил китайский император и где располагались японские войска, дивизии предстоял изнурительный марш длиной в 360 километров по безводной пустыне с полной боевой выкладкой в страшную жару. Люди теряли сознание от солнечных ударов, были жертвы. Командование перенесло поход на ночное время, но нажарившись целый день под солнцем, мы передвигались в полусонном состоянии. И все же преодолели безводные километры за десять суток и вышли к монголо-маньчжурской границе.

Командир отделения

Маньчжурская стратегическая наступательная операция, в которой участвовала Красная Армия и народно-революционная армия Монголии, началась 9 августа 1945 года и закончилась разгромом японской Квантунской армии: 2 сентября Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. В блестяще проведенной операции были задействованы войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов. Наша дивизия входила в состав Забайкальского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Родион Малиновский.

… В 695-м стрелковом полку я был командиром отделения роты автоматчиков. Перед началом операции дивизия заняла исходное положение тремя колоннами. В третьей колонне находился передовой отряд, куда включили и нашу роту. На рассвете 9 августа дивизия перешла границу с Маньчжурией.

Большой Хинган

Продвигаясь в сторону горного хребта Большой Хинган, дивизия сметала на своем пути пограничные заставы и небольшие опорные пункты японских войск. Наша рота участвовала в этих боях. Преодолели песчано-пустынную безводную местность с немалыми трудностями, и вот перед нами вырос Большой Хинган. В горах – тишина. По всему, мы опередили противника. Предстояло как можно быстрее перевалить через главный хребет с тяжелым вооружением. Было непросто, с каждым шагом подъем становился круче. А тут еще начались муссонные дожди, в лощинах образовались непреодолимые болота. Стали делать гати: таскали камни, бревна, рубили деревья. Разгружали машины, переносили ящики со снарядами, выталкивали из грязи орудия, танки, грузовики. За сутки продвигались всего на три-пять километров. И все же форсировали горы и вышли на оперативный простор.

Полная капитуляция Японии

Дивизия не участвовала в крупных сражениях, вела бои местного значения. 17 августа наша конная разведка столкнулась с отрядом японской кавалерии и захватила в плен немало солдат и офицеров противника. 23 августа полк, в том числе наша рота автоматчиков, сражался с японцами за овладение монастырем, в котором, как оказалось, хранилось зимнее обмундирование – враг еще в 1941 году готовился к нападению на СССР. 25 августа все три полка дивизии вели бой с пехотной дивизией противника и разгромили его. За преодоление безводных степей и горного хребта нашей дивизии было присвоено почетное наименование «Хинганская». Весь личный состав был награжден медалью «За победу над Японией». Между прочим, спустя 17 дней после капитуляции Японии мне исполнилось 18 лет...

В морской пехоте

В октябре дивизия совершила переход из Маньчжурии в Забайкалье, мы расположились в военном городке и вскоре нашу дивизию расформировали.

Меня определили во флот и вместе с сослуживцами направили в китайский город Порт-Артур, где находилась наша военно-морская база. Здесь была сформирована бригада морской пехоты, позднее она стала батальоном.

Я не раз участвовал в составе бригады в крупных морских учениях. За образцовое выполнение воинского долга мне разрешили посещать вечернюю школу при Доме офицеров флота. Вскоре получил аттестат о среднем образовании.

Весной 1951 года те из нас, кто родился в 1927 году, подлежали демобилизации. Поскольку я планировал поступать в институт, меня в первую очередь демобилизовали. Начинался новый период моей жизни. Но это уже другая история.

Анатолий БЕРШТЕЙН